Центр визуальной культуры и активистка Евгения Моляр написали письмо министру культуры Украины Евгению Нищуку.
Активисты просят пересмотреть принципы декоммунизационной политики по отношению к памятникам скульптуры и архитектуры. Об этом сообщается на Facebook странице Центра визуальной культуры.
Отрывок из письма:
"Монументальное искусство Украины советского периода является уникальным явлением украинской культуры, которое содержит в себе целый ряд новаций и открытий. Будучи инструментом государственной пропаганды, советская монументалистика находилась в рамках господствующего стиля соцреализма, однако и в таких условиях художники находили способы свободного творческого выражения, прибегая к символизму и формалистическим экспериментам. Сегодня искусство советской эпохи требует нового, незаангажированного взгляда, свободного от прежней идеологической нагрузки и отличного от способа его трактовки в советское время.
Обидно, что в течение последнего времени культурное достояние на территории Украины беспрепятственно уничтожается вследствие некомпетентности учреждений, выдающих директивы об уничтожении памятников, примитивно маркируя их "рупорами советского режима", – в то время, когда экспертная среда определяет большинство из них, как ценные объекты с художественной, культурной и исторической точек зрения.
Эти произведения являются историческими документами своей эпохи, уничтожая которые, мы лишаем себя возможности адекватного разностороннего изучения прошлого, без которого оказывается невозможным понимание настоящего и будущего. Подобное уничтожение культурного наследия напоминает недавнее уничтожение архитектурных памятников в сирийской Пальмире или ассирийских статуй в музее Мосула (Ирак) боевиками "Исламского государства".
К сожалению, сегодня приходится напоминать об общепризнанном в мире правиле: произведение искусства не может быть просто уничтожено, какой бы не была мотивация. Чтобы оставаться цивилизованным обществом, нам необходимо работать с проблематикой, которая связана с произведением искусства и производить современные адекватные решения относительно нее, а не прибегать к репрессиям в отношении самого произведения.
Стоит также заметить, что кроме самого "Закона о декоммунизации", одним из мотивов уничтожения произведений украинского искусства советской эпохи стала идея искоренения некоторых фамилий советских деятелей из исторической и географической карт Украины. Однако, сама только запретительная политика Института национальной памяти опубликовал список "имен, которые должны исчезнуть с карты страны", должна была бы вызвать подозрение, ведь "работа с памятью" предполагает сложный, длительный и противоречивый процесс, который не имеет ничего общего с директивным запретом, выданным единолично или узкой группой и спущеным "сверху". Действуя таким образом, Институт уподобляется тому, с кем пытается бороться, − а именно к советской власти, главными инструментами которой как раз и были запрет, уничтожение и репрессии всего, что противоречит тоталитарному режиму.
В европейской и американской практике такие инструменты политики памяти, как запрет и забвения, уже давно было признано не только недейственными, но и опасным: ведь они ведут не к продуктивной работе памяти, а к повторной травматизации, неутешительные результаты которой становятся очевидными только спустя несколько десятилетий. Показателем адекватной работы с прошлым и историей является сосуществование различных версий исторической памяти, а не искоренение всех остальных ради одной, определенной единолично или институционально".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Находки на Почтовой площади могут внести в список ЮНЕСКО