Пассажирский самолет Ту-104 впервые поднялся в небо 17 июня 1955-го. Поднялось в воздух судно из подмосковного аэропорта Жуковского.
Руководил первым экспериментальным полетом летчик-испытатель Юрий Алашеев.
Самолет Ту-104 - первый серийный турбореактивный пассажирский самолет в СССР и третий в мире. Разработали его в конструкторском бюро Туполева на базе бомбардировщика Ту-16. Собирали самолеты на Харьковском авиационном заводе.
Производство освоили, как для того времени, в максимально короткие сроки: к изготовлению первого фюзеляжа Ту-104 предприятие приступило в конце 1954 года, а к осени 1955-го официально завершили сбор первой серийной машины.
Чуть больше чем за год, 15 сентября 1956-го, состоялся и первый регулярный рейс с пассажирами.
По статистике, за 23 года эксплуатации самолеты Ту-104 перевезли около 50 млн пассажиров, выполнив 600 тыс. полетов.
Однако судно запомнилось не только большим шагом в направлении пассажирских перевозок. А быстро приобрело дурную славу одного из самых катастрофических и ненадежных самолетов СССР и мира. Конструкция воздушного судна имела недостатки, которые привели к десяткам серьезных катастроф с человеческими жертвами. Проблемы возникли с 18% произведенных лайнеров. Это худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолетов.
Всего за 23 года, с 1958 по 1981-й, произошло 37 аварий, в которых погибли 1140 человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пять крупнейших катастроф самолетов украинских авиалиний
Ту-104 был ненадежным, тяжелым, в полете очень нестабильным и имел плохую управляемость, был склонен к раскачке. Навигационное оборудование и автопилот были несовершенными, радионавигационное оборудование захода на посадку отсутствовало. Слишком многое зависело от мастерства экипажа, его правильных действий в критических ситуациях.
Сам Туполев категорически отрицал вину конструкторов и настаивал на версии ошибки экипажа. В ответ на вопрос о том, почему же падают самолеты, он резко отвечал: "Это не самолет плохой, это вы на нем летать не умеете!".
Последний раз Ту-104 поднялся в воздух 1 ноября 1986-го, когда один из сохранившихся в летном состоянии самолетов перегонялся на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации. 11 ноября он успешно прибыл в Ульяновск.
Основная часть оставшихся самолетов в течение 1980-х годов была порезана на металлолом или установлена в качестве самолетов-памятников в некоторых городах СССР.
Комментарии