1 августа 1942 года командующий Военно-морскими силами Германии адмирал Редер получил шифрограмму из Токио. По данным японских разведчиков 1 августа через Берингов пролив прошел крупный советский конвой из 19 судов, двигался на запад. Транспорт охраняли лишь три эсминца. Немецкие моряки томились без работы во фьордах Норвегии давно готовились напасть на советский Север. Теперь они получили приказ готовиться к выходу в море. Сначала миссию потопить советские и союзнические транспорты и нарушить навигацию Северного морского пути должны были поручить крейсеру "Лютцов" Однако на "Лютце" не было заменено 4 дизельных генератора. Поэтому миссию поручили крейсеру "Адмирал Шеер", построенном в апреле 1933 года. Командовал кораблем опытный моряк Вильгельм Меендсон-Болькен.
Операция "Вундерланд" (страна чудес) изначально была обречена на провал. Немцы понятия не имели о навигации по Северному морскому пути. По их подсчетам советский конвой должен был пройти пролив Вилькицкого, соединяющий море Лаптевых с Карским морем 22 августа. На самом деле транспорт прибыл туда только 22 сентября.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Для Гитлера соорудили трибуну в черкасском селе
Впрочем подготовка к операции велась с немецкой тщательностью. На Шпицберген высадили метеорологов, которые должны были наблюдать за движением льдов. В Карское море вышли две подводные лодки. После шестинедельного техосмотра 15 августа с норвежской бухты Боген вышел один крейсер. За три дня в густом тумане он едва не столкнулся с советским торговым судном "Фридрих Энгельс", направлявшимся из Рейкьявика в порт Диксон. К счастью немцев с "Энгельса" их не заметили. Однако на "Шеере" возникла новая проблема - сломался компас на самолете-разведчике "Арадо". Теперь он мог вести разведку только в пределах видимости крейсера.
Однако в Карском море немцев ждало разочарование: ни подводные лодки, ни самолет не обнаружили никаких конвоев. Лишь 21 августа "Арадо" с отремонтированным компасом заметил в море транспорт - 8 сухогрузов, два танкера и два ледокола - "Ленин" и "Красин". Впрочем летчик "Арадо" так боялся себя обнаружить, что не разглядел направление движения и сообщил Меендсену-Болькену, что конвой идет с востока на запад. На самом деле он вышел 9 августа из Архангельска и двигался на Дальний Восток. Невнимательность летчика спасла жизни многим советским морякам, потому что капитан "Шеера" решил ждать транспорт у банки Ермака. Лишь впоследствии немцы обнаружили ошибку: интенсивные радиопереговоры конвоя с берегом удалялись все дальше на восток. Крейсер бросился догонять беглецов. Но на этот раз невезучему Болькену помешали льды, сплошной массой двигавшиеся с севера. В сплошном ледяном окружении немецкий крейсер шел с далеко не крейсерской скоростью - 10 миль за 9 часов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рождественскую открытку солдата вермахта доставили через 70 лет
25 августа снова неудача - неудачно приводнился самолет-разведчик. Его пришлось расстрелять из зениток. Без самолета преследование транспорта не имело смысла - Болькен приказал поворачивать на запад и двигаться вдоль берега. Здесь немцам наконец повезло - у острова Белуха они заметили советский ледокол "Адмирал Сибиряков". Чтобы сбить с толку советских полярников немцы подняли над крейсером американский флаг и стали носом к ледоколу. Из радио перехвата Болькен знал, что в Белом море находится американский крейсер "Тускалуза" и решил замаскироваться под него. Тем более, что советская разведка проморгала появление немецкого крейсера и на ледоколе о нем ничего не знали.
Однако на "Сибирякове" насторожились: американцы что-то очень настойчиво расспрашивали ледовую обстановку и не могли правильно назвать свой корабль. На вопрос: "Кто вы?" советский шифровальщик получил странный ответ: "Сисиама". Японский крейсер под американским флагом еще больше насторожил капитана "Сибирякова" Анатолия Качаряву. Он приказал передать радиосообщения на берег. В ответ немцы открыли огонь. Хотя на ледоколе и были 32 военных и несколько пушек он не смог сопротивляться немецком крейсеру. После шести залпов из "Шеера" на судне начался пожар. Горели бочки с бензином. Анатолий Качерява был ранен. Последнее сообщение советского радиста было коротким: "Горим, прощайте". Моряки открыли кингстоны, но не спустили красный флаг. Из 104 человек экипажа, немецкий катер спас только 22 в том числе и капитана. Остальные отказались от спасения. А кочегар Матвеев даже бросил в немцев, которые плыли его спасать топор. Другой кочегар - Вавилов добрался до ближайшего острова, где его только через 36 дней подобрал самолет.
Между тем Болькен только через 12 часов после атаки на "Сибирякова" решился напасть на порт Диксон, в устье Енисея. Этого советскому командованию хватило, чтобы остановить демонтаж береговых батарей. Их должны были отвезти на запад - в порт Амдерму. Следовательно Диксон охраняли три береговые батареи и два корабля - сторожевик СКР-19 и пароход "Революционер". По данным немецкой разведки город охраняли всего 60 бойцов войск НКВД. В час ночи 26 августа "Адмирал Шеер" появился на внутреннем рейде порта Диксон. С третьего залпа немцы добились прямого попадания в сторожевик СКР-19. Было убито 6 матроса и ранено 21. Советский корабль сел на мель. Через две минуты 3 точных попадания вывели из строя и "Революционер". На корабле был перебит паропровод и он не мог сдвинутся с места. Дым от него мешал береговой батарее обнаружить немецкий крейсер. Но ее наличие огорчила Болькена - он побоялся приблизиться к берегу и высадить десант. Немцы спрятались за островом Наковальня, чтобы через час повторить атаку. На этот раз были атакованы радиостанция, порт и другие здания. Болькен остался доволен обстрелом: кроме радиостанции немцы подожгли склад солярки. Город горел, а радиосвязи с ним не было двое суток. Капитан приказал отплывать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Во Вторую мировую валенки решали судьбу отдельного солдата, а то и всей битвы
Позже исследователи создали легенду, якобы береговая охрана попала в "Шеер" трижды. Впрочем немцы никогда о таком не говорили. На самом деле береговая батарея не вела радиоразведку, не имела дальномеров, а ее обслуга никогда не стреляла по морским целям. При таких обстоятельствах советские моряки могли попасть лишь случайно.
28 августа "Адмирал Шеер" уже был у Земли Франца-Иосифа, а 30 августа бросил якорь в норвежском фьорде Шьомек. Вскоре английская разведка доложила, что все немецкие крейсеры на месте. К концу войны советское командование не знало, какой именно немецкий корабль напал на Диксон. Даже в 1945 году только догадывались, что это мог быть "Шеер".
Судьба самого крейсера была незавидной. Мало того, что после неудачного рейда Гитлер сменил командующего ВМС Редера на Деница, но и запретил дальнейшие рейды в Арктику. В дальнейшем "Адмирал Шеер" помогал своим огнем сдерживать наступающие советские войска, пока не стал на ремонт в порту Киль. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года его уничтожил налет 300 самолетов британской авиации. Впоследствии место гибели крейсера засыпали землей и построили док.
Комментарии