
"Злыдни — это нечистая сила, — говорит Мария Абрамова, 57 лет, из Зинькова на Полтавщине. — Если они напали на какой-то дом, в нем тут же перестанет все появляться. Злыдни ходят с бедой. Правду говорят, что не сама беда ходит, а деток с собой водит".
На дом злыдни нападают большими группами, до 12 штук. Это — маленькие, худые и скрюченные создания в больших грязных сапогах и шапках. Они косматые, как коты или собаки, капризные, злые и горластые. Злыдни постоянно голодные и прожорливые. В поисках еды переворачивают все в доме, суют нос в каждый горшок, крадут у кур яйца, уничтожают скот. От них мгновенно скисает молоко, подгорает каша, портится хлеб в кадке, бьется посуда и рвется одежда. Злыдни приносят столько вреда и убытков, что семья, где они поселились, мгновенно становится бедной.
Напасть могут без видимой причины, а могут завестись у людей, очень уж мечтающих разбогатеть. Когда-то говорили, что они цепляются к тем, кто работает во время еды. Насылают их ведьмы и завистники. В селянской хате злыдни гнездилась в запечке или под печкой.
— А в современных квартирах они живут в углах, — добавляет Мария Абрамова. — Вот когда приносили из церкви свечку, подносили к углам, а свечка гасла ни с того ни с сего — значит, там е сть злыдни.
Избавиться от них тяжело: "Попросились злыдни на три дня, но и за три года не выгонишь".
— Чтобы их выгнать, нужно весь дом свячены м маком посыпать, — советует Мария Андреевна. — Особенно по углам — крест-накрест сыплют мак и обрызгивают свяченой водой. И еще: в доме не должно быть ни одной краденой вещи. От злыдней оберегают освященные в церкви венки и ржавый нож, заткнутый в порог дома. Но сильнее всего — согласие в семье.
А еще злыдни любят ленивых и не любят работящих. Рассказывают, что однажды пришли они к одному дядьке и спрашивают:
— Что ты делаешь?
— Ору.
— И будем есть?
— Ну, нужно сначала вспахать, посеять, хлеб вырастить.
— И уже будем есть?
— Ну еще нужно хлеб собрать, сложить в стога, перевезти домой.
— И тогда будем есть?
— Так еще нужно обмолоть и намолоть муки.
— Тогда и будем есть?
— Еще же нужно жене поставить хлеб, вымешать, спечь его!
Так долго ждать злыдни не захотели и отцепились. Видят — лежит в поле дядька, отдыхает.
— Что делаешь?
— Жду, пока жена обед принесет.
— О, будем есть. Это — наш хозяин!
Комментарии
2