пятница, 12 января 2018 05:45

"Все казаны перевернет, воду разольет, веником напылит — ужас"

 

— На щедровки как приходят к дому, то кричат: "Позвольте щедровать, воробьев с крыши выганять. Как ваши сыновья и дочери зовутся?" А хозяин должен сказать имена. То ли Ганя, то ли Иванко, на то имя и щедруют — парню одну песню, девушке — другую. Щедровники сильно стучат в окна, будто пугают. Поднимают гвалт. Главное не стоять на месте, — рассказывает 75-летняя Ялина Шкильнюк из села Чевновица Оратовского района на Виннитчине. — Их называют "ряженные" — переодетые в Козу, Цыган, Попа, Ангела, Черта. Ребят переодевали в девушек, а девушек — в парней, и так щедровали.

13 января украинцы отмечают Маланки, или Щедрый вечер. Проводили дохристианские обряды вождения козы и щедрования. От дома к дому ходили группы переодетых щедровников, которые разыгрывали ритуальные сценки и поздравляли хозяев. Желали здоровья, достатка, согласия и любви.

Верили, что от рогов козы, приведенной щедровальниками, зависит благосостояние в следующем году. Парень, переодетый в девушку, принесет в дом согласие и достаток.

— С полудня до сумерек ходят щедровать меньшие дети, кучками по трое-пятеро. Поют "Щедрик-ведрик", "Щедровочка щедровала", "Прилетела ласточка". За это им дают конфеты, яблоки, пряники, деньги — кто шо имеет, — вспоминает 55-летняя Надежда Нагирняк из села Пятковка Бершадского района Виннитчины. — Как потемнеет, выходили чуть старшие. Они предварительно готовили костюмы, наряжались в разные образы — Бабы, Деда, Журавля, Кота.

У каждой ватаги был свой набор персонажей и сценарий поздравления.

Щедровальники заходили на двор и пели. Хозяева могли пригласить их в дом. Для них это было почетно. В доме могли что-то в шутку своровать.

— Тринадцатого одеваемся в разные праздничные образы, ходим, щедруем. Стараемся у каждого в доме что-то украсть. Так, чтобы никто сразу не увидел, — рассказывает 65-летняя Павлина Синчук из села Голендры Калиновского района на Виннитчине. — На второй день украшаем украденное какими-то канфетами, бантами и разносим по людям, у которых это все взяли. А нас за то приглашают за стол и ставят магарыч. И так в каждом доме.

Во многих селах Подолья существует поверье — если щедровники вынесут вещь незамужней девушки, она быстро "отдастся" — выйдет замуж. Часто родители сами выкладывали вещь дочки на видное место — чтобы ее украли.

Главными персонажами щедровальной мистерии были Маланка и Василий. Первая была олицетворением богини плодородия Мокоши. Должна в эту ночь выйти из подземного царства в мир людей и обручиться со своим суженым — богом богатства Василием или Велесом. Они должны этой ночью вступить в брак, чтобы оплодотворить землю на будущий урожай.

"Беглянку преследуют потусторонние силы, чтобы вернуть ее назад в подземелье. Чтобы сбить их с толку и запутать следы, народ прибегает к переодеванию и маскировке. Так вместо одной Меланки по всем селам ходят ватаги маланкарей", — пишет этнолог Светлана Творун в книге "Практическая этнология для деловых людей".

Воссоединиться Маланка с Василием должны на печи. Поэтому хозяйки хорошо ее убирают и подбеливают. Этой ночью на печь ничего не кладут и никто там не спит — держат для Маланки и Василия. Вдруг пожалуют именно в этот дом.

В группе Маланки есть обязательные персонажи. Важнейший из них — Коза. Издавна люди обратили внимание — где ходит рогатый скот, там земля родит лучше. Поэтому в обряде Коза выступает символом плодородия. Для нее выбирают проворного, веселого парня. Надевают на него вывернутый мехом наружу тулуп, маску, цепляют хвост — пытаются сделать как можно смешнее и богаче.

"Надевали кожух, шапку и на нее цепляли рога от рогача, которым из печи доставали горшки. Из прядева делали бороду, навешивали колокольчиков, шоб колотило. Фоста такого цепляли сзади из веника. Вот так славно — идем, хохочем на всю улицу, — рассказывается в записанных воспоминаниях Ирины Бондаренко из села Бондуревка Чечельницкого района на Виннитчине. — Вести Козу должны были Дед с Бабой, за ними шли Врач, Стражники, Медведь, Цыгане. Гостинцы от хозяев принимал Мехоноша — он носил мешок "щедровного" и отвечал за сохранность заработанного. Ватага маланкарей могла насчитывать до 15–20 человек".

Придя на двор, щедровники стучали, кричали, звенели, вызывали хозяев и просились погреться, потому что их Маланка вся "задзябла" на морозе. Хозяева радостно впускали ее в дом, а щедровники пели и восхваляли, какая их Маланка хорошая хозяйка:

Наша Маланка — господиня,

В ополонці ложки мила.

Наша Маланка не робоча —

На ній сорочка парубоча!

— А Маланка между тем "наводит порядки": все казаны перевернет, воду разольет, веником напылит — ужас. Ее все старались побыстрее успокоить, потому что убытки делала хорошие. Но на это никто не сердился, так должно было быть, — рассказывает Ольга Росохатая из села Стратиевка Чечельницкого района на Виннитчине. — За Маланкой заводили в дом Козу, этого момента больше всего ждали дети. Им интересно, как она и мекала, и танцевала, и прыгала, еще и рогом могла пырнуть.

Козу ожидала неизбежная смерть — это символизировало отмирание природы зимой. Все собравшиеся пытались любым способом ее "оживить" конфетами, колбасой, салом, шутками. Щедровальник в образе Врача поднимал "симулянтку" на ноги, и все радовались. Это было знаком, что нива в этом году даст хороший урожай. Тогда уже в дом ломились Медведь с Цыганами и устраивали такую кутерьму, что выпроводить их удавалось лишь дав откупного Стражникам.

После действа хозяева благодарили маланкарей за добрые поздравления, и те шли к другому дому. Украинцы верили — чем больше щедровальников придет в дом, тем большего достатка можно ожидать в этом году.

В селе Попова Гребля Чечельницкого района Виннитчины сохранился обычай водить Маланку и Василия исключительно ребятами и мужчинами. Их сопровождает главный в ватаге Береза, Старый Дед, Баба, старшие и младшие Сынки. В Маланки выбирают маленького мальчика, которого разрисовывают красками. Его стерегут, чтобы не украли Сынки из других ватаг. Около полуночи группы собираются в центре села, выбирают самых сильных ребят и борются. Так определяют, чья группа сильнее. Победителей уважают все односельчане, гордятся, что их улица в этом году "в первых".

На второй день утром ребята ходят посевать. Бытует обычай, что 14 января первым в жилище должен зайти именно мужчина. Поэтому в прежние времена девушкам иногда даже запрещали выходить из дома до вечера.

Мак в кутью тер мужчина

На Маланку хозяйки готовят богатый праздничный стол: ветчина, колбасы, пироги с мясом, вареники со шкварками, студень. А еще делают кутью.

— Пшеницу для кутьи я с детства толкла в ступе. Для меня этот процесс был особенным, даже магическим, — вспоминает 71-летняя Людмила Турлюк из села Лавровка Винницкого района. — Целую пшеницу в шкурках у нас называли "в шубе". Если в таком виде ее приготовить, будет твердой и колючей — так не годится. Только после того, как истолкли, промывали на сите и ставили варить. Для заправки бабушка варила вкусный узвар из груш, слив и яблок. Когда заливали, добавляли сахар или мед, у кого был. Потом я держала макитру, а дед тер мак. Это должен был делать обязательно мужчина, потому что макогон — символ мужчины. Все перемешивают деревянной ложкой. Мне очень хотелось облизать макогон, но бабушка говорили: "Нельзя! Потому что муж будет лысый!"

Сейчас вы читаете новость «"Все казаны перевернет, воду разольет, веником напылит — ужас"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть