четверг, 27 ноября 2008 19:20

Украинские генералы метались между красными и белогвардейцами

На протяжении 1918–1920 годов многие люди успели повоевать в трех-четырех враждебных войсках. "Меняли ориентацию" даже целые армии.

От первых боев гражданской войны много военных шли на службу не по совести, а по принципу "чтобы не хуже". Полковник Всеволод Петрив, будущий министр обороны Украинской Народной Республики, вспоминал, как неожиданно встретил знакомого офицера-украинца на службе у поляков. "К моему удивлению, — вспоминает Петрив, — он мне сказал: "Теперь, знаешь, к черту пойдешь, чтобы только от товарищей (большевиков. — " ГПУ")".

В советское время гражданскую войну 1918–1920 годов в России преподносили как противостояния бедных и богатых. В настоящее время некоторые украинские исследователи отмечают, что у нас тогда гражданской войны вообще не было, только "московское нашествие". Но "московско-большевистские орды", которые в январе 1918-го захватили всю Левобережную Украину и Киев, едва насчитывали 20 тыс. бойцов. К тому же были моменты, когда к агрессорам переходили украинские вооруженные формирования. В начале 1919 года на сторону красных перешли целые дивизии армии УНР. В частности Днепровская дивизия атамана Зеленого и Херсонская атамана Григорьева. Вскоре оба свежеиспеченных красных комдива, возмущенные действиями продотрядов против крестьян, подняли антибольшевистские восстания.

Остатки армии гетмана Павла Скоропадского вместо этого массово вливались в белую Добровольческую армию генерала Антона Деникина. Многие гетманские командиры, и даже близкий соратник Симона Петлюры по Гайдамацкому кошу Слободской Украины генерал Василий Кирей, стали борцами за " единую и неделимую Россию". У кого-то при этом оставались украинские сентименты, у кого-то — никаких. Когда 31 августа 1919 года украинские и белогвардейские войска столкнулись в Киеве, дени ки нский генерал Николай Бредов заявил представителям Украинской галицкой армии:

— Киев — мать городов русских и украинским никогда не был и не будет!

Год до этого генерал служил в армии гетмана Скоропадского. То есть был офицером Украинского Государства.

История самой Украинской галицкой армии еще более сногсшибательна, чем судьба генерала Бредова. После поражения в войне с поляками в июле 1919-го галичане перешли пограничный Збруч и вместе с армией УНР стали воевать против большевиков. Однако когда в сентябре началась война против белогвардейцев и фактически было заключено перемирие с красными, галицкие генералы против воли руководства ЗУНР заключили союз с белогвардейцами и получили статус союзной армии. Со стороны галичан это был шаг отчаяния: 90% войска поразила эпидемия тифа.

Отступая из Одессы в феврале 1920-го, белогвардейцы даже передали галичанам контроль над городом. Они надеялись, что те, если и не отобьют красных, то по крайней мере заставят вступить в переговоры и сдержат их продвижение. Почти два дня Одесса находилась в руках галицких подразделений. Те взяли под контроль стратегические объекты города и вывесили украинские флаги. На белогвардейскую общественность это произвело гнетущее впечатление. "Эта передача власти, несомненно, ускорила сдачу Одессы дня на два, ибо кто-то стал надеяться на кого-то, и даже те немногие, что могли что-нибудь сделать, были сбиты с толку", — вспоминал враждебно настроенный к украинцам редактор газеты "Киевлянин" Василий Шульгин.

90% войска поразила эпидемия тифа

Галицкая армия не стала драться с большевиками, а заключила с ними союз и вскоре стала называться Красная украинская галицкая армия — К УГА. Но уже в апреле галичане подняли восстание и сдались польским и украинским войскам.

"Особенностью формирования армий было то, что у всех у них был текучий личный состав, — пишет о тех событиях историк Ярослав Грицак. — Были случаи, когда одни и те же бойцы по три-четыре раза побывали по очереди и в Белой, и в Красной армии. Факты частого дезертирства развенчивают миф о якобы классовом характере этих армий: мол, Красная была рабоче-крестьянской, а Белая — офицерско-буржуазной. В действительности, основную массу солдат в каждой армии, воевавшей на территории Украины в 1919 году, составляли украинские крестьяне". Для полноты картины следует вспомнить еще армию УНР, отряды Махно. И бывало, не отдельные бойцы, а цели подразделения "кочевали" между враждебными войсками.



Тульские крестьяне воевали за Ленина, Петлюру и Юденича

 

В составе армии УНР некоторое время действовал сугубо российское подразделение — Тульская бригада. Сформированная из крестьян Тульской губернии красноармейская бригада из двух пехотных полков в марте 1919-го была направлена на фронт в район города Калинковичи на юге Беларуси. Там ей противодействовали войска УНР.

Плохое снабжение и недовольство крестьян политикой военного коммунизма привели к тому, что бригада вместе с местным "Полесским повстанческим комитетом" подняла бунт. Повстанцев возглавил 28-летний социалист-революционер Владимир Стрекопитов, который в царской армии был прапорщиком. 24 марта они захватили Гомель. Очевидцы вспоминали, как "солдаты начали стрелять из пушек по гостинице "Савой"... В гостинице закрылись местные чекисты. Они отстреливались, но "Савой" все же разрушили из орудий, а уцелевших чекистов из числа евреев и латышей перестреляли и перевешали".

На захваченной территории Полесский повстанческий комитет провозгласил Российскую народную республику, а Стрекопитов стал командующим "Первой армии российской республики". Однако уже 29 марта повстанцы получили поражение от красных. Они отступили на территорию УНР и стали подразделением петлюровской армии. В начале мая 1919-го туляки держали противобольшевистский фронт в районе Новограда-Волынского. Но здесь в наступление против армии УНР перешли поляки — Петлюра и Пилсудский в то время еще не были союзниками. Изможденные украинские войска почти не оказывали им сопротивления и массово сдавались. Так же поступили и туляки.

В польском плену ими заинтересовались французские военные советники, которые, кроме поляков, помогали и белогвардейцам. И вскоре большинство тульчан вошло в состав Северо-Западной армии генерала Николая Юденича, которая осенью 1919-го наступала на большевистский Петроград. " Блуждая по лицу земли русской, они, кажется, хотели попасть к Деникину, но попали сначала к Петлюре, потом в Польшу. У Петлюры им "шибко не показалось", поляки их не приняли. Наконец, в Пскове им удалось набрести на настоящих истребителей большевизма, — пишет о туляках Александр Куприн в автобиографичной повести "Купол св. Исакия Далматского". — Дрались они с несравненной, безумной храбростью. Вышибать неприятеля из деревень, брать молниеносной атакой мосты и другие узкие опасные проходы было точно их любимой специальностью... Однако подчинить туляков хотя бы основным началам воинской дисциплины оказалось немыслимым. Так они успели озвереть в долгом гуртовом бродяжничестве. Таких грабителей, мародеров, плутов и ослушников свет не видывал. Ни наказания, ни уговоры на них нимало не действовали. Пришлось... перед походом на Петербург распроститься с удивительным Тульским батальоном, вернее, с его жалкими остатками, ибо большинство туляков погибло в боях. Жили грешно — умерли с честью".

После того как армия Юденича получила поражение, некоторые туляки служили в армии генерала Станислава Булак-Балаховича, воевавшего за независимость Беларуси.

Сейчас вы читаете новость «Украинские генералы метались между красными и белогвардейцами». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

9

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть