понедельник, 02 июля 2012 12:06

В 1930-х Львов принимал этап "Гран-при" по автогонкам

"До отказа были заполнены балконы и окна домов, прилегающих к трассе. Люди сидели на крышах, а несколько самых отважных даже выбрались на высокий дымоход кирпичного завода", — описывал варшавский "Спортивный обзор" автомобильные гонки "Гран-при Львова", которые состоялись 19 июня 1932 года.

Идея организовать такое соревнование возникла еще в середине 1920-х. Тогда во Львове, который после Первой мировой отошел к Польше, основали автомобильный клуб. Но первые гонки удалось провести только в 1930-м. Их участниками были исключительно граждане тогдашней Польши. В следующем году соревнования стали международными: участие в них приняли также два австрийца и немец — Ганс Штук. Последний, который ехал на "мерседесе", и стал победителем.

Стартовали гонки напротив теперешнего входа в парк культуры им. Богдана Хмельницкого. "На улице Пелчинской даже заливали гипсом трамвайные рельсы, а края тротуаров обкладывали мешками с песком, — пишет в воспоминаниях о месте старта "Гран-при" польский фантаст Станислав Лем, детские годы которого прошли во Львове. — Тогда ощущалось, что Львов — чрезвычайно европейский город. Об этом свидетельствовали огромные гоночные машины, издающие адский рев". Круг трассы по улицам имел протяжность 3 км 41 м. Установленные вдоль трибуны могли вместить 4 тыс. людей. Но зрителей собиралось и до 50 тыс. За порядком следили 500 полициянтов.

В 1932-м львовские соревнования получили статус "Гран-при". Их включили в международную программу автомобильных гонок вместе с еще тремя десятками европейских трасс. Фаворитами того года считали немцев — Рудольфа Караччиолу на "Альфа Ромео", Альберта Брошека на "мерседесе" и прошлогоднего победителя, Штука. Кроме того, заявились венгр Ласло Гартманн и четверо поляков — все на "бугатти". Участники должны были проехать 100 кругов.

"Уже после первых нескольких кругов стало понятно, что Караччиола владеет ситуацией и не позволит себе проиграть соревнования, — пишет "Спортивный обзор". — Большой подъем наступил, когда Штук вдруг начал сокращать серьезное отставание от Караччиолы. Однако это длилось недолго, потому что уже на 34-ом кругу представитель "Альфа Ромео" оторвался далеко вперед. А еще через минуту мы увидели Штука, толкающего руками свое авто, из которого шел сильный дым". Рудольф Караччиола получил кубок из рук президента города Львова.

В 1933-м на соревнования съехались участники из 10 стран Европы — как никогда до этого. Победителем стал норвежец Эйген Бернстад, также на "Альфа Ромео". Но это было последнее "Гран-при Львова": мир охватил экономический кризис, который сильно ударил и по Польше. И в столице Галичины стало не до гонок.

"Работники пера" побили "Артистов театра"

В оккупированном нацистами Львове 28 июня 1942 года более 5 тыс. зрителей собралось на стадионе Украинского центрального комитета — где теперь здание налоговой администрации. В тот день здесь проходил показательный футбольный матч между командами "Артисты театра" и "Работники пера".

"Наверное, еще никогда и никакие соревнования не вызывали в широких спортивных и неспортивных кругах такой заинтересованности... — писали "Львовские вести". Матчу они посвятили почти целую колонку. — На состязании мы видели людей, которым и не снилось никогда, что они когда-либо в жизни будут присматриваться к футбольной игре (к таким позволим себе зачесть нашего известного языковеда — профессора Василия Симовича). Публика ломала себе голову над тем, с каким волевым настроем выбегут обе дружины на зеленую мураву. Не захотят ли они вдруг "надуть" публику и не устроят ли обычную "шопку" (незатейливую забаву. — "ГПУ"), или же сыграют по всем законам футбольного искусства. В ходе соревнования оказалось первое и второе. Все соревнующиеся проявили большую жертвенность и азарт к игре, все горели пылким желанием победы, о чем убедительно свидетельствовали многочисленные шишки и синяки на теле не одного из них. Некоторые злые языки увидели в тех синяках скрытые счеты между определеной беспощадной театральной критикой и обиженными исполнителями театральных ролей".

Инициатором матча был тогдашний директор Львовского оперного театра Владимир Блавацкий. Еще в конце 1930-х он организовал в театре им. Ивана Котляревского футбольную команду "Гонг". Из старого занавеса пошили форму — синие рубашки и черные штаны. Ботинки выменяли у местного сапожника на контрамарки. "Гонг" на равных соревновался с местными полупрофессиональными украинскими и польскими командами.

Летом 1941-го во Львове двухгодичная советская оккупация сменилась нацистской. Владимир Блавацкий возглавил оперный театр. Он почти ежедневно давал представления, поэтому проводить футбольные матчи регулярно возможности не было. Вот режиссер-болельщик и надумал устроить показательную встречу. В том матче победила сборная писателей и журналистов — 4:3.

"Ход игры был полон драматических, комических, опереточных, а даже балетных моментов, — писал корреспондент "Львовских вестей". — Иногда игра возносилась до вершин поэзии, но часто и опускалась до серой прозы и обычной публицистики. Соревнующиеся падали чаще, чем попадали в ворота. Об исходе соревнований кто-то остроумный сказал: "Актеры проиграли, потому что забыли взять суфлера, а писатели и редакторы выиграли по причинам, не зависимым от редакции."Первые и вторые одинаково веселили публику, отлично развлекшись".

 

Сейчас вы читаете новость «В 1930-х Львов принимал этап "Гран-при" по автогонкам». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть