Ексклюзивы
четверг, 16 июня 2011 20:38

"Только пуговицы на мундирах изменились"
1

Греко-католический священник Емельян Ковч несколько раз чудом спасался от смерти. Впервые - в 1919 году. Был тогда капелланом - военным священником - в Украинской галицкой армии. Отряд, которому оказывал духовную опеку, попал в плен к большевикам. В вагонах для скота пленников повезли на восток. Время от времени эшелон останавливали, чтобы сбросить умерших. На одной из станций священник попросил часового выпустить его - набрать воды.

- Должен жить и молиться за умирающих, а сам погибаю от жажды и удушья, - пояснил.

Тот разрешил выйти, а когда отец через минуту вернулся, хлопнул дверью вагона прямо перед носом.

- Батюшка, не забывай молиться за Луку, - только крикнул, когда поезд тронулся.

Потом был еще один плен - польский. Ковч дважды переболел тифом. Выжил. После войны стал настоятелем храма Николая в Перемышлянах возле Львова. Между двумя мировыми войнами здесь жили примерно пять тысяч человек: три тысячи евреев и примерно по тысяче украинцев и поляков.

С польской властью отношения у священника сразу не сложились. Вывешенное на дереве объявление, что Галичину включили в состав Польши, отец Емельян сорвал и порвал. И уже через несколько дней получил первый вызов в суд - за антигосударственный поступок. Только с 1925-го до 1934 года на квартире Ковча польские полицейские провели 40 обысков, то есть каждые три месяца. Половина тех посещений заканчивались временным арестом отца. Тот задумал строительство новой церкви на окраине Перемышлян. Польские власти не давала разрешения возвести греко-католический храм. Тогда отец уговорил мастеров сделать заготовки стен и куполов. В одну ночь из них успели поставить церковь.

Его проповеди во время богослужений ходили слушать не только украинцы, но и поляки. Даже спорили за место в церкви - каждый хотел стоять ближе к отцу.

- Срубил дерево, - признался ему однажды прихожанин на исповеди. - Нечем обогреть дом зимой, вот и набрал в лесу дров тайком от хозяина.

- Скажи ясно, что вырубил не какое-то дерево, а такое, что вас двое должны его нести, - уточнил отец. - Смотри, чтобы с тем деревом не пошел на Страшный суд. Будет стыдно, если люди начнут засматриваться на то, что несешь.

В сентябре 1939-го в Западную Украину вошли советские войска. В Перемышлянах украинцы начали мстить местным полякам - грабили их дома и магазины, поджигали.

- Я думал, что воспитал вас хорошими прихожанами, а теперь вижу, что вы превратились в отвратительную шайку разбойников, - сказал на службе отец Емельян. - Мне стыдно перед Богом за ваше подлое поведение.

После этого многие вернул награбленное.

Под конец пребывания "первые советы" - так в Западной Украине называют советское господство в 1939-1941 годах - отец еще раз чудом спасся от пули. К нему домой пришли из НКВД. Священник с дочками работал в саду. Увидев "гостей", стал на колени. И дочкам сказал:

- Молитесь.

Один из энкаведистов приставил к голове отца Ковча пистолет.

- Вот, батюшка, - засмеялся, - ты только и можешь, что молиться. Молись, молись - может, это тебе поможет.

В это время над городом появились немецкие самолеты и начали сбрасывать бомбы. "Гости" убежали. Через несколько дней в Перемышляны вошло немецкое войско.

- Только пуговицы на мундирах изменились, - сказал священник о смене большевистской власти нацистской в июне 1941 года.

Если первые вывозили в Сибирь прежде всего украинцев и поляков, то вторые взялись за евреев. Однажды, когда перемышлянские иудеи молились в синагоге, немецкие военные заперли их там и подожгли. На крики и стоны сбежались местные украинские и поляки. Емельян Ковч протиснулся между людьми и приказным тоном на немецком приказал солдатам уходить. Те остолбенели от неожиданности. Сели на мотоциклы и уехали. Священник сорвал замок с двери синагоги.

- Быстрее! Они скоро вернутся! - крикнул.

Уже еле вменяемых людей начали выводить из охваченной пламенем синагоги.

Преследуемые евреи начали все чаще обращаться к отцу с просьбой их крестить. Он успел окрестить около двух тысяч человек. Но свидетельство о крещении не спасало от уничтожения. Тогда написал письмо Адольфу Гитлеру: просил разрешения посещать крещеных евреев в гетто.

- Помогая евреям, не спасешь их от смерти, а теперь вся семья в  опасности, - отговаривал его сын Михаил, который учился в духовной семинарии во Львове.

- Я очень рад твоему выбору дороги священника, но вижу, что ты еще не готов для этого, - ответил отец. - После праздников не вернешься в семинарию. Постараюсь найти место в университете, чтобы ты мог выбрать для себя более подходящую профессию.

Отца Емельяна Ковча арестовали 30 декабря 1942 года. Забрали из дома и привели в гетто.

- Кого из вас крестил этот священник? Всех, кто поднимет руки, отпустят, - пообещали.

Никто из евреев не поднял руки.

Ковча сначала отвезли во Львов. После пыток в тюрьме на ул. Лонцкого он некоторое время не мог ходить. Дальше его отправили в концлагерь Майданек. "Я понимаю, что стараетесь о моем освобождении, - написал оттуда родным. - Но прошу вас не делать ничего в этом деле. Вчера здесь убили 50 человек. Когда меня здесь не было, кто помог бы им перейти через этот порог? Они ушли бы со всеми своими грехами и в глубокой печали, нависающей над этим адом. Если я не буду здесь, то кто поможет им преодолеть эти страдания? Я благодарю Бога за Его доброту ко мне. Кроме Неба, это единственное место, где я хотел бы находиться. Здесь мы все равны - поляки, евреи, украинские, русские, латыши, эстонцы. Сейчас я здесь единственный священник. Не представляю себе, что они сделали бы без меня. Здесь я вижу Бога - Бога, который одинаков для всех нас, не учитывая религиозные различия. Может, наши церкви отличаются, но во всех них царствует один и тот же Всемогущий Бог. Когда я служу литургию, все они молятся. Молятся на разных языках - но разве Бог не понимает всех языков? Умирают по-разному, и я помогаю им пройти этот мост. Это ли не благословение? Не тот самый венец, который мог мне возложить на голову мой Господь? Да! Каждый день тысячи раз благодарю Бога, что он послал меня сюда. Не просил бы Его о большем. Не плачьте по мне - радуйтесь со мной! Молитесь за создателей этого лагеря и этой системы. Они требуют ваших молитв. Пусть Бог помилует их".

Отца Емельяна Ковча за духовную опеку над заключенными назвали "настоятелем Майданека". Последнее сообщение о священнике в лагерной книге: "Узник 2399 умер от гангрены правой ноги". Его тело, скорее всего, сожгли в крематории.

300 000 - 360 000

человек прошли через нацистский концентрационный лагерь Майданек. Из них погибли около 230 тыс. Этот лагерь смерти существовал с октября 1941-го до 22 июля 1944 года.


1884, 20 августа - Емельян Ковч родился в семье священника в селе Космач на Гуцульщине, теперь Косовского района Ивано-Франковской обл.

1910 - женился на дочери священника Марии-Анне Добрянской (1891-1939). У них было трое сыновей и трое дочерей. В 1911-ом окончил коллегию святых Сергия и Вакха в Риме

1912 - 1916 - жил в городе Казарацу в Боснии - был пастырем эмигрантов из Галичины

1919 - вызвался стать капелланом Бережанского коша Украинской галицкой армии

1922 - стал священником в городе Перемышляны, теперь райцентр Львовской области

1944, 25 марта - умер в концлагере Майданек недалеко от польского города Люблин. 27 июня 2001 Папа Римский Иоанн Павел II провозгласил отца Емельяна Ковча блаженным

Сейчас вы читаете новость «"Только пуговицы на мундирах изменились"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

28

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть