Предпоследняя неделя перед Пасхой называется Вербной, или Цветной. Название происходит от обычая в воскресенье на шестой неделе Великого поста освящать в церкви ивовые ветви.
Евангелие рассказывает, что в этот день Иисус въехал на осле в Иерусалим, и многие люди с пальмовыми ветвями вышли его встречать. На Востоке это свидетельствовало об исключительном почете. Так выстеляли дорогу перед царями и высокими должностными лицами. От этого события и происходит церковная традиция чествовать праздник Входа Господнего, за неделю перед Пасхой, пальмовыми ветвями. А церковное название этого праздника — Пальмовое воскресенье. С принятием христианства в Руси-Украине пытались заменить ветви пальмы, которая у нас не растет, папоротником — он напоминает их по форме. Но эта традиция не прижилась: слишком уж тесно папоротник был связан с языческими верованиями о темной силе. В конце-концов вместо пальмовых ветвей при праздновании Входа Господнего в Иерусалим начали использовать ивовые. А праздник принято называть Вербным воскресеньем. Оно наложилось на дохристианские празднования весеннего возрождения природы и цветения. В течение всей Вербной недели дети припевали: "Вербич, Вербич, весну приклич!".
Почему ивой заменили пальмовые ветви? Потому что она — уникальное растение: цветет до появления листьев и укрывает ветвь пушистыми цветами-почками. Легко пускает корни, быстро принимается и быстро растет. Сыздавна её считали оберегом от стихийного бедствия, злых чар, болезней людей и животных. Отсюда представление об иве как о символе плодовитости и использования её в народных обрядах, которые должны её обеспечить.
— Кто-то из хлопцев нарежет или ивы, или лозы — не важно. Завяжу пучок ивы красной лентой, чтобы не распадалась. Под церковью становятся все с ивой в кружок, и священник уже её освящает, — рассказывает 73-летняя Ефимия Халявко из села Большой Дырчин Городнянского района Черниговской области. — Достаточно большой пучок освящаем, чтобы раздать всем, кто не может в церковь прийти: больным или старикам. Нужно, чтобы у каждого в доме ива освященная была.
В разных регионах Украины освященные в церкви ивовые веточки называют по-разному: "шутка", "бечка", "міцьки", "базька", "багнітки", "котики","гусята". После освящения ивой били друг друга, приговаривая:
Не я б'ю — верба б'є.
Якая? Святая.
За тиждень Великдень,
Недалечко червоне яєчко.
Будь багатий, як земля,
А здоровий, як вода.
Целебная сила ивовых ветвей якобы передается человеку, и он в течение года не будет болеть и будет защищен от зависти и нечистой силы.
— Ту иву как принесешь домой, три дня она стоит на покуте, а потом часть за её иконой прячем, а часть выносим в амбар или ставим в веранде возле порога. Бережем её для того, чтобы коров первый раз выгнать на пашу обязательно этой ивой, — говорит баба Хима.
Тогда они будут давать много молока, ведьма не сможет к ним даже приблизиться, не нападет волк. Когда впервые выпускали лошадей на пашу, то целый день нужно было их бить не кнутом, а освященным ивовым прутиком. Ива передавала свою магическую силу не только через прикосновение, её также добавляли скоту в еду. Иву давали корове, когда отелится – это должно было обеспечить её здоровьем и молоком, уберечь от недобрых глаз.
Бросить на землю освященную в церкви иву или топтать — большой грех. Через год после освящения ее нужно сжечь, "чтобы пошла к Богу дымом".
— Мы и сейчас, когда пришли из церкви с ивой, то в дом не идем, а идем на огород или на поле и сажаем её. Да ещё и приказываем ей: "Щоб росла Богові на славу, а людям на вжиток", — рассказывает 55-летняя Валентина Чередник из села Куриловка Купянского района Харьковской области. — Такая ива оберегает от кротов, червяков, мышей. Такому огороду ни град, ни буря, ни дождь не страшны.
Чтобы предотвратить бурю и отвести черную грозовую тучу, полищуки Киевщины выбрасывали освященную на улицу ивовую ветвь вместе с хлебной лопатой и рогачами. Чтобы уберечься от молнии, подкладывают её под "подошву" — фундамент дома.
— Когда гроза, то на окна ставили стакан с рожью, а туда еще и иву освященную и свечку страстную. Это чтобы от грома, да и кто молился "Отче наш", а кто просто просил, чтобы не было грозы, чтобы в дом не ударила. И помогает, отводит, — рассказывает 75-летняя София Ющенко, родом из села Разъезжее Иванковского района Киевщины. — А если градовая туча вот такая черная надвигается, тогда выносили во двор и будто махали этой ивой. Глянь, и пошла туча либо на лес, либо на болото.
Зубную боль лечили отваром ивовой коры
Освященной ивой обкуривали больного от лихорадки. Отваром мыли голову от мигрени и спазмов, а перетертой в порошок — присыпали раны и язвы.
— У меня ивовые веточки у икон стоят. Мама моя учила, что ими голову хорошо мыть, чтобы не болела, чтобы росли хорошие волосы. А, чтобы не болеть, чтобы здоровее быть, просто под подушечку их кладут, — делится Валентина Чередник из села Куриловка.
"Котики" только что освященной ивы давали есть детям, чтобы были здоровы и целый год не болели. Употреблять их советовали также бесплодным женщинам — чтобы Бог дал столько детей, сколько они съели "котиков". Зубную боль лечили отваром ивовой коры в воде, в уксусе — выводили бородавки. Сок ивы уменьшает боль в ухе. Освященными ивовыми прутиками подпоясывались, чтобы не болела спина во время жатвы.
— Сегодня — к врачу, а когда-то — к бабке. Бабка погадает, бабка посвятит, бабка пеленой утрет — вот и всё. Если ребенка сглазили, то бабка подкуривает освященной ивой. Если болеет ребенок, она его ниточкой измерит, просверлит в дверном косяке дырку и ту ниточку свяченой ивой закроет. Когда перерастет ребенок, вот тогда уже и болезнь уйдет, — говорит 80-летняя Мария Сытник из села Песчаное Купянского района Харьковской области.
Рассказывает: только что изученное новое заклинание знахарка впервые шептала "на иву" и только после этого могла заговаривать людей и скот. Якобы тогда это заклинание от неё так легко будет приниматься, как ива принимается.
До Вербного воскресенья черт сидит в старой иве
Освященной ивой советуют зачинать пасху, чтобы она при выпекании не потрескалась.
Когда переходили жить в новый дом, советовали половину ивового букета оставить в старом жилище на покуте, а половину поставить под иконами в новом. Ивовые веточки затыкали в дверные косяки хлева, чтобы домовой не мучил скот. С веточкой освященной ивы шли впервые купаться на реку или пруд и бросали в воду — чтобы не потянуло в водоворот и не утонуть.
Молодая зеленая ива была символом жизни и молодости, а старую связывали с нечистой силой. Её считали проклятой, ведь не дает человеку ни тени в жару, ни плодов. Верили когда-то, что от Крещения до Вербного воскресенья черт сидит в старой иве. А после освящения ивовых веток в церкви — падает из неё в воду. Поэтому под ивой всегда гора.
Комментарии
1