Мой отец Николай Сарахан, 1942 года рождения, очень хотел учиться на журналистике в Киевском университете им. Шевченко. Но провалил вступительный экзамен по немецкому языку - получил двойку. После того закончил медучилище и работал в фельдшерско-акушерском пункте в селе Лисовая Лысеевка Калиновского р-на на Винниччине. Однажды в июле 1975-го возле двора остановилась черная "волга". Из нее вышли двое - глава Калиновского райисполкома и преподаватель Высшей партийной школы из Одессы.
- Объяснили, что ищут на Винниччине талантливых людей на факультет журналистики, - рассказывает отец. - Они видели мои статьи в газете - я тогда был редактором сельской газеты "Колхозник". Поинтересовались, сколько получаю зарплаты. 67 рублей, говорю. Тогда предложили поступить на журналистику в Высшую партийную школу в Одессе. Пообещали стипендию, жилье и назначить старостой группы. Ну, грех было от такого отказываться.
В ВПШ я учился с 1976-го по 1979 год. Это была райская жизнь. В комнате по двое. Отдельная кухня, туалет. Стипендии 165 рублей по горло хватало - за буханку хлеба давал 15 копеек. Еще с армии заинтересовался фотографией. Снимал тогда "Сменой", "Зорьким". А в ВПШ фоткал хорошим немецким "Пентаконом ZXTL". Купил его за 600 рублей. Я им хорошо зарабатывал: ходил на пляж фотографировать людей, на учебе - своих однокурсников. Потом фотографии продавал по 20-30 копеек. Пять штук сделаю, и рубль или рубль 50 есть. Насобирал и за эти деньги мог купить себе хороший костюм. Это был "левак" - помимо стипендии. Фотоаппарат этот продал, когда собрался жениться.
Художественная самодеятельность у нас в ВПШ процветала. Всем процессом руководил художественный руководитель. Комедийные сценки к каждому празднику готовили - к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, 1 Апреля. Я в тех сценках не участвовал. Обычно читал стихи и фотографировал. Ежеквартально из винницкого обкома партии мне присылали помощь - 60 рублей - на "пьянку" после концерта. Официально это значилось как приложение к стипендии.
На изготовление костюмов специально деньги выдавали. Вот маски чертей для сценки из "Вечеров на хуторе возле Диканьки" Гоголя делали из материи и бумаги. Перекрашивали в черный цвет. Месяц ту сценку готовили. Очень любили ставить "Остров сокровищ" - о пиратах. По полночи думали, как красочно представить отрывок.
На концертах сначала рассказывали стихи о Ленине, пели о партии, родине, а потом оживляли комедийными сценками. Но так, чтобы не опорочить советский образ жизни. Если бы в то время кто-то выступил на сцене, как сейчас "95 квартал", вот было бы.
Высшие партийные школы были престижными в советские времена. После четырех лет стационара всех выпускников направляли на работу. Кто-то становился инструктором или завотделом в райкоме. Журналистов назначали редакторами районных или областных газет или же секретарями, завотделом.
Отец редактором не стал. Всю жизнь работал журналистом в Калиновской районной газете "Прапор перемоги". И издал семь книг сатирических стихов и басен.
14
СТОЛЬКО Высших партийных школ было в Советском Союзе в середине 1970-х. Существовали при ЦК Компартии союзных республик. На протяжении 1946-1974 лет ВПШ закончили более 166 тыс. человек. С начала 1970-х во всех Высших партийных школах, кроме подготовки по марксизму-ленинизму, теории и практике партийной и советской работы, начали изучать управление народным хозяйством, социальную психологию в партийной работе, опыт социалистических стран.
Комментарии
3