




Златотканый "слуцкий пояс" выставили после реставрации зала №3 Уманского краеведческого музея на Черкасчине. Такие пояса — желтый с коричневым, вытканные из тонких шелковых, золотых и серебряных нитей — в XVIII в. носили польские, украинские и белорусские шляхтичи.
— До появления "слуцкого пояса" популярны были турецкие и персидские, — рассказывает 57-летняя Неля Нагорная, заведующая фондов музея. — Со временем их изготовлением овладели мастера из белорусского города Слуцка и вытеснили заграничных конкурентов с рынка. Ткацкие мастерские называли персиярнями. Ткать в них пояса позволяли только мужчинам. Обучение ткача могло длиться больше семи лет.
Пояс мог достигать в длину 4,5 м, в ширину 50 см. По краям украшали каймой, бахромой. На нем были восточные орнаменты, а также белорусские растительные. Все стороны изделия — лицевые. Это давало возможность использовать его и в праздник, и в дни траура. Больше всего ценили четырехсторонние слуцкие пояса. Каждая была разделена на две части. Пояс складывали вдвое. Белой стороной его носили на свадьбу, красной — в гости, серой или зеленой — на официальные приемы и каждый день, а черной — на похороны. На каждом мастера делали надпись на латыни Me fecit Slucicae — "Меня сделали в Слуцке"
— Одна персиярня за год изготовляла больше 200 поясов. Стоил один приблизительно с годовой оклад армейского офицера — до 1000 злотых. В Украине слуцкие пояса носили магнаты, шляхтичи, казацкая старшина и даже зажиточные мещане.
Комментарии