В прошлом году интернет-портал "Артпрайс" назвал американца Энди Ворхола самым дорогим художником года. Общая стоимость проданных на аукционах его картин, созданных в 1960–1980-х, составила $422 млн.
Его звали Андрей Вархола. Родители Юрий и Юлия-Юстина в 1910-х годах выехали в США в поисках лучшей судьбы из лемковского села Миков, что недалеко от городка Межилаборцы. Лемковщина — самая западная этническая территория Украины. После Второй мировой оказалась в пределах Польши и Словакии. Те окраины, откуда происходили Вархолы, сегодня принадлежат к последней. В 1921 году семья поселилась в городе Питсбург, штат Пенсильвания.
Андрей-Энди родился 6 августа 1928 года и был младшим из трех сыновей в семье. Когда мальчику было 13, от цирроза печенки умер отец. Андрей рос закомплексованным и болезненным. Пока старшие братья Павел и Иван играли в футбол, малыш целыми днями просиживал дома. Был маменькиным сынком. Юлия-Юстина любила рисовать, а ежегодно на Пасху с сыном разрисовывала писанки. Мать жила с Энди почти до самой смерти. Он снял о ней 66-минутный фильм "Миссис Ворхол".
После окончания питсбургского технологического института 21-летний Ворхол переезжает в Нью-Йорк. Работает над оформлением рекламы. Делает иллюстрации для модных журналов "Вог" и "Харперс Базаар".
— Я целыми днями ходил по городу в поисках заказов, а ночью работал, — описывал он свою жизнь в 1950-х. — Квартиры, где жил, кишели тараканами. Никогда не забуду, как принес в кабинет Кармел Сноу в "Харперс Базаар" свое портфолио, а оттуда вылез таракан. Кармел пожалела меня и дала работу.
1962-го Ворхол организует свою выставку. Главный объект его полотен — банка популярного среди американцев растворимого супа "Кемпбел". Картины отличались только количеством этих банок — "Банка супа "Кемпбел", "32 банки супа "Кемпбел", "100 банок супа "Кемпбел", "200 банок супа "Кемпбел". Выставка имела безумный успех. Художника начинают называть "отцом поп-арта" — популярного в то время художественного течения.
Собственно, поп-арт существовал и до супов Ворхола. Еще в начале 1950-х группа английских художников избрала объектами своих картин предметы повседневного потребления. Ворхол же превратил это искусство в серийное производство. Художник работает над портретами знаменитостей — Мерилин Монро, Элвиса Прессли, Мао Цзедуна. На его картинах многократно повторяется изображение банки кока-колы или доллара.
— Вы видите рекламу кока-колы и знаете, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу и, представляете, вы также можете пить кока-колу. И никакие деньги в мире не помогут вам купить кока-колу лучше, чем та, которую пьет бездомный за углом.
Эта фраза художника стала крылатой.
К Ворхолу приходят большие деньги. Он выкупает здание в центре Нью-Йорка. Сплачивает вокруг себя молодых художников. Эта группировка называет "Фабрикой". Ежедневно здесь создают десятки картин. Собственные произведения Ворхол изготовлял по технике шелкографии. Фото из газеты или сделанное только что фотоаппаратом "Полароид" переносилось на полотно, раскрашивалось яркими цветами — и картина готова. Таким образом на "Фабрике" ежедневно появлялось до сотни новых картин, за год — тысячи. Распространялись слухи, что вместо последнего штриха художник мочится на полотно.
Кроме этого, Ворхол начал снимать кино. В фильме "Сон" почти 5, 5 часов показывают спящего поэта Джона Джиорно. А в "Еде" художник Роберт Индиана 35 мин. ест грибы. Всего Энди Ворхол снял свыше полтысячи фильмов. Также создал собственный журнал "Интервью", телеканал "Энди Ворхол Тиви", был продюсером музыкальной группы "Вельвет Андеграунд".
Ворхол не был женатым, открыто называл себя бисексуальным. В 1965 году на одной из вечеринок познакомился с 22-летней Иди Седжвик. Она становится частой гостьей "Фабрики". Менее чем за год Энди снял ее в более чем десятки своих фильмах. Впоследствии Седжвик ушла от него к другому посетителю "Фабрики" — рок-музыканту Бобу Дилана. Через пять лет Иди умерла от передозировки снотворным. На похороны бывшей любовницы Энди не приехал.
Квартиры, в которых я жил, кишели тараканами
В 1967 году 31-летняя Валери Соланас послала Ворхолу рукопись пьесы "Подними свою задницу". Энди текст не понравился, он его потерял. Женщина неоднократно просила вернуть ей сценарий. 3 июня 1968-го она пришла на "Фабрику" с двумя револьверами. Трижды выстрелила в Ворхола, ранила критика Марио Амайя и хотела стрелять в менеджера Фреда Гаджса, однако пистолет заклинило. Валери вышла на улицу, купила мороженое. Потом подошла к уличным регулировщикам и заявила:
— Только что я стреляла в Энди Ворхола.
Соланас осудили на три года лишения свободы. Пули пробили художнику живот. Он выздоровел, но до конца жизни должен был ходить в корсете: врачи неправильно сшили мышцы.
21 февраля 1987-го 58-летнему Энди Ворхолу сделали операцию на мочевом пузыре. Вечером медсестра померила температуру и закрыла палату. Утром художника нашли мертвым. Сердце болезненного Энди не выдержало. Похоронили его на греко-католическом кладбище в родном городе, рядом с могилами родителей.
— Он был весьма религиозным человеком. Но не хотел, чтобы люди об этом знали, потому что это частное дело, — вспоминал брат Энди.
Свое наследство, которое оценивали в свыше $100 млн, Энди Ворхол завещал фонду, занимающемся художественными организациями. Больше всего работ Ворхола — 12 тыс. — хранится в его музее в Питсбурге. Несколько есть в музее города Межилaборцы, что на востоке Словакии.
Комментарии