Ексклюзивы
пятница, 06 января 2017 00:35

Симиренко дает 300 карбованцев и к возврату относится скептически

"Я любознательно присматривался к лицам людей, которые сновали по улицам, видя в каждом типичном лице украинском сознательного сына Украины, — вспоминает свой первый визит в Киев публицист Александр Лотоцкий. — Надписи на магазинах с украинскими именами так же давали мне достаточно материала для фантазирования в том же направлении. Помню, долго стоял я на Крещатике перед магазином с серебристой надписью на голубом фоне: "С. В. Кульженко", представляя себе того длинноусого украинского лавочника Кульженко, который в украинской столице — наверняка! — проникнут украинскими национальными интересами".

Владелец самой известной украинской типографии на грани ХIХ–ХХ вв. Степан Кульженко начинал как помощник печатника Иосифа Вальнера. Вспоминает, как впервые попал в его заведение: "Когда я вошел в первую комнату, глаза мои поневоле разбежались. Вся она представляла собой магазин картин: больших и малых, в рамках и без рам, разных размеров и красок. Ничего подобного в своей юной жизни я еще не видел и стоял потрясенный, не зная, что и отвечать на вопросы какого-то господина".

Через 15 лет Кульженко уже руководит собственной типографией. Помещение арендует. Привозит сюда оборудование из Германии и Франции. Первым в городе использует паровой двигатель. Самая востребованная продукция — конверты, коробки, отрывные календари. Издает на украинском языке "Казки Андерсена", переведенные Михаилом Старицким. Украшает их цветными литографиями Николая Мурашко. Собранный Оленой Пчилкой этнографический материал с Волыни оформляет в альбом "Український народний орнамент: вишивки, тканини, писанки".

"Чистая мелкая печать, своеобразная красивая обложка и вообще весь внешний вид издания поневоле вынуждают думать, что книга печаталась не в Киеве. Мы с удовольствием отмечаем факт появления такого издания в типографии Кульженко", — пишет газета "Киевлянин" о выходе "Адресной книги города Киева" в 1878 году.

Кульженко выкупает помещение типографии. Однако места для ее мощностей недостает. Он покупает участок площадью 666 кв. сажен — 1400 кв. м — на ул. Ново-Елизаветинской — теперь Пушкинская.

На то время это — околица города. Улица не распланирована, с насыпными и естественными валами. Возводят трехэтажное здание. Первый этаж занимает производство, второй — контора, третий — жилье владельца. 15 августа 1880 года сюда перевозят оборудование. Фасад украшает вывеска "Фото-типо-литография С. В. Кульженко".

Одно из самых качественных изданий — "Собор равноапостольного князя Владимира в Киеве". Выполнено в стилистике рукописи ХІ в. Содержит 150 иллюстраций. Кульженко пишет в предисловии: "До сих пор о соборе много писали и у нас, и за рубежом. Среди массы восхищенных отзывов появлялись и статьи, которые повествовали о художественных достоинствах собора негативно. Желая быть объективными, мы обратили основное внимание на иллюстрации. Текст служит объяснением к ним. Таким образом мы даем читателям широкую возможность самим судить о духовной силе и красоте Владимирского собора".

В 1898-м — по случаю 100-летия от написания Иваном Котляревским "Энеиды" — украинские интеллигенты решают издать сборник лучших поэзий, созданных за этот период. Его называют "Вік". Заказ делают в лучшей типографии — Степана Кульженко. Печатают в кредит.

"Наперед давали мы где-то 100 или 200 карбованцев, которые наскребли с трудом, а остальное — около 2000 карбованцев — было нашим долгом, который мы обещали выплачивать в меру продажи, — вспоминает Александр Лотоцкий. — На книжку объявлена подписка на выгодных условиях: обычное издание стоило 1,5 карбованца вместо двух, на веленовой бумаге — 2 карбованца вместо трех, на бумаге слоновой — 4 карбованца вместо пяти. Для рекламы печатник должен был нам изготовить 20 тысяч объявлений на листочках с красивым рисунком кобзаря. Это не было с нашей стороны мошенничеством, рассчитанным на убыток издателя. Юбилейная дата, видимо, расшевеливала гражданство. Было оно очень изголодавшееся на хорошую книжку, поэтому должно быть жадное к ней. Печатник согласился и взялся издать, высказав уверенность, что книжка будет иметь успех".

300 карбованцев на издание дает предприниматель Василий Симиренко. К возвращению денег относится скептически. Не верит в полную распродажу всего тиража. Особенно самой дорогой серии количеством в 100 экземпляров.

— Да хватит с вас пяти. Один возьму я, второй — Симиренко, а три будете иметь на всякий случай, — шутит Симиренко.

Первые средства с подписки поступают еще до начала печати. Издатели увеличивают тираж книжки в самом простом исполнении. Рассчитываются с Кульженко, а полученную прибыль планируют потратить на новые сборники.

40 гектаров занимала дача "Кинь-Грусть" — теперь околицы ул. Вышгородской и площади Шевченко в столице. Печатник Степан Кульженко приобрел ее в 1878 году. Тогда там был огражденный частный парк с озерами и домик для оркестра. Новый владелец заменил забор и построил несколько помещений для отдыха работников своей типографии. Место стало популярным среди зажиточных киевлян. Хозяин начал сдавать дома. Последние годы жизни судился с городским водоканалом — тот орошал соседние поля канализацией. В 1930-х был автобусный маршрут "Дача Кульженко — Новопетровцы".

Часто бывал в оперном театре

Из работников своей типографии Степан Кульженко организовал хор. Им занимался молодой дирижер Яков Калишевский — позже возглавлял хор Софийского собора. 25 марта 1874 года на Благовещение хор полиграфистов дал концерт в зале дворянского собрания на Крещатике. По пожеланиям зрителей его повторили в Вербное воскресенье.

Предприниматель сам любил петь. Не пропускал ни одной возможности посетить оперу.

"Невзирая на большое и довольно хлопотливое дело, Степан Кульженко все же находил достаточно времени, которое отдавал театру, — вспоминает владелец магазина отделочных материалов Василий Паталеев. — С артистами он вел не только знакомство, но и дружбу. Известный артист Антон Барцал был одним из ближайших его друзей. Бывал запросто на всех его журфиксах (день недели, в который к хозяину можно было приходить в гости без приглашения. — ГПУ). Охотно принимал участие в музыкальном отделе этих вечеров выполнением разного оперного морса. Этим доставлял хозяину и гостям большое удовольствие. Сам Степан Васильевич не чуждался музыки и довольно симпатично напевал разные романсы из своего большого репертуара. Сын его, юный Сергей, с апломбом настоящего пианиста свободно с листа аккомпанировал на фортепиано своему отцу и артистам. Кроме оперных артистов, на этих журфиксах бывали представители железнодорожного мира, банков, городского управления и местной администрации".

Сейчас вы читаете новость «Симиренко дает 300 карбованцев и к возврату относится скептически». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть