четверг, 09 января 2014 19:15

"Щедрый вечер нужно провести как можно веселее, чтобы весь год веселиться"

 

В ночь на 14 января отмечают Новый год по старому юлианскому календарю,по которому Украина жила до 1918 года. 13-го православные и греко-католики чествовали преподобную Меланию Римлянку, а 14-го — святого Василия Великого, архиепископа, богослова, автора правил монашеской жизни. Поэтому о дне накануне старого Нового года говорят "на Маланки", а о самом празднике — "на Василия".

У нас в селе и сегодня на Василия все празднуют Новый год. Так издавна было и не переводится, — говорит 43-летняя Оксана Самойленко из села Лесники Киево-Святошинского района Киевщины. — Вечер на Маланку перед Василием называется Щедрый вечер, или еще говорят Щедрая кутья. Справляют, чтобы целый год в семье все "щедрилось", чтобы был достаток и счастье, чтобы все плодилось и приумножалось.

На Щедрый вечер, как и на рождественский Сочельник, готовят кутью — кашу из целых зерен ободранной пшеницы, приправленную медом, орехами, растертым маком и изюмом. На стол ставят узвар из сушеных яблок, груш и слив. Когда-то, взяв в миску кутью, подлитую взваром, хозяин выходил на порог дома и звал:

Мороз, Мороз! Приходи к нам кутью есть! А если не придешь, то летом не приходи и не морозь нашу пшеницу и всякий хлеб!

Сегодня мы уже только открываем форточку и зовем Мороза приходить к нам на ужин, прежде чем сесть за стол, — говорит Оксана Самойленко. — А на столе должно быть всего много приготовлено, поэтому и зовется Щедрая или Богатая кутья.

Праздничный стол следует накрыть как можно пышнее, приготовить побольше блюд и подарков, потому что таким образом якобы можно обеспечить достаток в семье на протяжении года. Когда-то накануне хозяйка покупала новые горшки и миски, новые ложки и даже новые кочерги и хлебные лопаты, чтобы еда и напитки на Новый год приготовить новой утварью в новой посуде. Основные блюда на праздничном новогоднем столе: пироги и вареники с разными начинками, а также мясные блюда. В Лесниках обязательно к столу подают голубцы с пшеном и черносливом. Готовят также колбасы, кровянку с гречкой, буженину и студень. На ночь всю еду и напитки со стола не убирают. Их оставляют для душ умерших, которые якобы приходят к родне на праздничный ужин.

Щедрый вечер нужно обязательно провести как можно веселее, чтобы весь год веселиться, — говорит 64-летняя Надежда Ярошева, соседка Оксаны Самойленко. — Помню, мои родители, как были молодыми, переодевали какого-то мужчину в вывернутый тулуп, делали ему козью морду с рожками и бородой из соломы. И ходили с той козой в гости по домам к соседям, к родне. Наряжались цыганами, переодевали какого-то дядьку в Маланку, завязывали большим пестрым платком, и он делал всякие выходки, чтобы рассмешить всех, повеселить.

В языческие времена такому праздничному смеху приписывали позитивное влияние на плодородие земли, плодовитость животных и способность к продолжению рода человеческого.

Вечером на Маланку до ночи ходят молодые девушки и ребята, щедруют. Щедруют под окнами только, — рассказывает Надежда Ярошева. — В дом не заходят, а только в окно постучали или в калитку и начинають щедровать.

Посещения щедровальников должны были принести хозяевам счастье и достаток в новом году. Их нужно было обязательно щедро одарить гостинцами: пирогами, колбасами, лакомствами. Если же хозяева не отблагодарили за щедровку или группа обошла дом скупых хозяев, то это было плохой приметой и предвещало убытки и неурядицы в семье в течение следующего года. Собрав угощения, молодежь шла на вечерницы, где гуляла до утра.

После двенадцати часов ночи вплоть до утра ходят засевать зерном дети от 7 до 10 лет, — добавляет Оксана Самойленко. — Когда мы были маленькими, в школе нам запрещалось щедровать и засевать на старый Новый год. Но мы все равно ходили по соседям, только не улицей, а огородами. А утром в школе учителя проверяли карманы. Если находили зерно, то очень ругали и и сразу отправляли к директору.

Лучше всего, когда засевают рожью. Она олицетворяет плодородие, богатство и благополучие всей семьи. Ее собирают и добавляют потом к посевному зерну , чтобы был хороший урожай. Как символ жизни, рожь от засевальников использовали в качестве оберег от ведьм, упырей и ходячих покойников. Считается, что нельзя засевать гречкой и горохом — они принесут слезы и бедность в следующем году.

Ходили ворожить в загончик со свиньями

Святого Василия считали покровителем свиней. Он заменил славянского языческого бога Велеса — опекуна и повелителя домашнего скота. Плодовитость свиней в народных верованиях является символом благополучия и богатства. По народным легендам, свинья вместе с коровами и овцами прятали семью с маленьким Иисусом во время их побега в Египет. Мол, потому и черт боится свиней и никогда не заходит в загончик, где их содержат.

На Киевском Полесье ворожили о будущем. Девушка становилась под загончиком и спрашивала:

Свинья, свинья, будет ли тихая у меня семья?

Если свинья хрюкала, это значило, что в семье будут ссоры и крики. Если вела себя тихо — будущая семья будет дружной и спокойной.

Сейчас вы читаете новость «"Щедрый вечер нужно провести как можно веселее, чтобы весь год веселиться"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть