Шарлотта Бронте дважды отказывала жениху
- Папа, я написала роман! Хочу, чтобы ты его прочитал!
В кабинет Патрика Бронте - пастора в английской глубинке - вбежала его 31-летняя дочка Шарлотта.
- Лучше не стоит, я не разберу твой почерк, - вяло ответил, сидя в кресле у камина даже не открывая глаз.
- Это не рукопись, папа, эту книгу уже напечатали! - танцевала около него низенькая - 145 см - и хрупкая дочка.
В руках держала свой роман "Джейн Эйр", недавно - 16 октября 1847 года - вышедший в издательстве "Смит, Элдер и Ко".
- Шарлотта, - пастор наконец открыл глаза, - зачем ты потратила свои деньги на печать? Твою книгу никто же не купит.
- Ее не только напечатали, но и заплатили мне 100 фунтов. Представляешь: я должна была за 15 фунтов работать год гувернанткой, а здесь целых 100! Давай я прочитаю тебе несколько рецензий: "У этой книги нет соперников среди современных книг".
- А почему автор стоит Карелл Белл? Почему ты не подписалась своим именем?
- Ой, папа, если бы издатели узнали, что я женщина, меня никто и не читал бы. Все же мужчины считают, что место женщины на кухне и за вышивкой. Какая там литература! А так написали, что глотнули роман за выходные. И мне удобно быть анонимной, описывать знакомых, зная, что они меня не узнают.
За два года до того Шарлотта Бронте записала в дневнике: "Мне 29 лет, я еще ничего не сделала в жизни. Мне нужно найти занятие, стать лучше, чем я есть. Для добропорядочной англичанки должен быть способ зарабатывать на собственные потребности, не оставляя родной дом или страну. Я найду его, иначе умру".
Шарлотта, которая потеряла мать в 5 лет, вынуждена была зарабатывать сама. Она пробовала быть гувернанткой, но получала мизерно мало. Хотела вместе с сестрами открыть школу для девочек. Но никто не пожелал приехать в их глушь, да еще и жить в доме пастората, который стоял на кладбище. Шарлотта сама называла его могилой с окнами. В конце концов она с двумя младшими сестрами взялись за литературу. Под псевдонимом "Братья Белл" начали писать романы, каждая - свой. Первую книгу Шарлотты, "Учитель", не захотело брать ни одного издательства. Мол, произведение не вызывает восхищения. Она записывает в дневнике: "Надо написать о той одинокой, несчастной, голодной и обездоленной школьнице, которой была я. Помню каждую мысль ее и каждую эмоцию берегу в душе. Она вырастет и, возможно, станет гувернанткой. Она будет маленькой и некрасивой. Похожа на меня. Понятное дело, что должна быть любовная перипетия с элементами чего-то странного, поражающего и неистового. Я назову девушку как-то просто, пусть будет Джейн Эйр". Она поместила героиню в приют. В таком же она училась сама, две ее старшие сестры умерли там от тифа. Описала голод, холод и грязь, издевательство над детьми. Шарлотта Бронте влюбилась в женатого мужчину. Джейн Эйр тоже - в мистера Рочестера.
Писательница вплела в роман историю, которая случилась с состоятельным дворянином из соседнего имения. Он много лет от всех прятал в потайной комнате свою безумную жену. Когда же влюбился в девушку, предложил ей руку и сердце. Что женат - не признался. Иначе сделать не мог: церковь в то время запрещала развод с немощными и душевнобольными. Свадьба состоялась в арендованной церкви: "священника" и "родственников" играли близкие друзья жениха или подкупленные посторонние люди. В романе Рочестер тоже прячет свою безумную жену. В произведении есть пожар, таинственный замок, прерванное венчание, полученное героиней богатое наследство и в конечном итоге счастливый конец. Сказать, что произведение не увлекает, уже никто не посмел. Более того, читателей того времени книга шокировала: потому что как это, чтобы женщина первая объяснялась мужчине в любви? И разве кто-то до сих пор описывал это чувство с такой страстью? Даже известные романисты того времени Чарльз Диккенс и Вильям Тиккерей не решались. А здесь - какой-то неизвестный автор.
То, что роман написала она, Шарлотта Бронте скрывала два года. За это время похоронила брата и двух сестер - их подкосил туберкулез. Осталась сама со старым, слепым и раздражительным отцом.
"Когда я осталась в необычном одиночестве, творческий процесс казался бессодержательным, но постепенно творчество стало для меня бесценным даром, - писала в дневнике о своем новом романе "Шерли". - Я могла выливать на бумагу свои чувства, могла быть добрее к своим персонажам, чем Господь ко мне. Я заражала героиню лихорадкой и доводила ее до края гибели, а потом возвращала здоровье и выдавала замуж за любимого. Как я и рассчитывала, книгу встретили благосклонно, но не могла предусмотреть, что она так изменит мою жизнь. С меня сорвали покров анонимности". Одна из бывших одноклассниц писательницы узнала школу, которую та описывала, и вычислила, что Карелл Белл - это Шарлотта Бронте. Все лондонские газеты взорвались: автором самого популярного романа современности оказалась незамужняя дочка священника из глухой провинции. Вскоре все жители поселка, где жила Шарлотта, рвались к ее романам. Библиотека выдавала их только на два дня. Если читатели задерживали книги, то должны были заплатить штраф.
В одном из героев последнего романа Шарлотты узнал себя и давний ее поклонник - на два года моложе ее викарий Артур Белл Николлз - помощник ее отца. Он уже восемь лет был тайно влюблен в нее, дважды сватался и получал отказ. Теперь делал предложение в третий раз. И Шарлотта дала согласие, потому что мужчина неутешительно заплакал. Так что, выходила замуж из жалости к нему. Но уже через пару месяцев после свадьбы записала: "Мой муж такой добрый, такой нежный, такой любящий и верный. Наши сердца соединены в любви".
27
раз был экранизирован роман Шарлотты Бронте "Джейн Эйр". Первая немая лента вышла в 1910-ом в Голливуде. За экранизацию книги брались также режиссеры из Гонконга, Мексики, Испании, Греции, Нидерландов, Чехословакии. Индианцы показали историю Джейн Эйр как трагедию двух семей: индуистской и мусульманской. Дети из этих семей разного вероисповедания с юности любят друг друга, но отделение от Индии исламской страны Пакистана на много лет их разлучает. Самая известная экранизация "Джейн Эйр" - британский сериал 1983 года, главную роль в котором исполнил Тимоти Далтон. Популярность актера так выросла, что его пригласили на роль агента 007 Джеймса Бонда и платили по $500 тыс. за месяц съемок.
Комментарии
4