Ексклюзивы
пятница, 11 января 2008 15:07

С Маланкой теперь ходят "честный" даишник и "справедливый" судья

  С Маланкой и Василием (в центре) в селе Колоколин Рогатинского района Ивано-Франковщины ходили ”всадники на конях” (по бокам), ”воины”, ”деды”, ”цыгане”, ”смерть”. Сидят ”жид”, ”жидовка” и ”черт”. Фото 1958 года, поврежденное
С Маланкой и Василием (в центре) в селе Колоколин Рогатинского района Ивано-Франковщины ходили ”всадники на конях” (по бокам), ”воины”, ”деды”, ”цыгане”, ”смерть”. Сидят ”жид”, ”жидовка” и ”черт”. Фото 1958 года, поврежденное

Щедро вать с Маланкой — переодетым в молодую женщину-неряху хлопцем — парни и молодые мужчины и до сих пор ходят в Щедрый вечер на Подолье, Галичине и Буковине. Маланка в рвано й юбке, грязных сорочке и передничке носит "ребенка" — набитый соломой све рток — и кормит ее " грудь ю".

Сопровождает ее "жених" Василий, а также свита других ряженых— "дед" и "баба", которые постоянно ссорятся и дерутся, "цыган" и "цыганка", "черт" с вилами и "смерть" с косой. В настоящее время в группах маланкарей появились еще и " справедл ивы й" судья-взяточник, "честный" гаишник, "новый украинец" и крикливый депутат. Иногда ряжены х собирается до нескольких десятков в одной ватаге.

На Донетчине, Харьковщине и Николаевщине Маланку водят лишь девушки.

— У нас как маланкуе т молодежь, то попереодев аются кто в деда старого, кто в цыганку, — рассказывает 76-летняя Александра Телиус из села Богородично Славянского района Донецкой области. — Я тебе поколдую, а ты ручку позоло ти! При сове тской власти то не очень (можно было щедро вать с Маланкой. — " ГПУ"), а теперь молодежь целый вечер ходит от дома к дому.

У хозяев спрашивают разрешения маланко вать:

Ой господарю, господарочку,

Пусти до хати Маланочку.

Наша Маланка — господиня,

Як помастить, так помиє.

Стоять миски під лавкою,

Та заросли муравкою.

Стоять горшки під другою,

Та заросли усугою.

В доме Маланка начинает "хозяйничать" — веником разбрасывает мусор, моет водой печь, подмазывает глиной скамьи, переворачивает горшки и кринки. Василий заигрывает к девушкам и хозяйке, другие маланкари поют и выпрашивают угощение.

— Сейчас деньги дае м, а раньше то пекли такие пряники: лошадки для ребят, для девчат — звездочки, рыбки, " бары шни", — добавляет Тамара Коровченко, 68 лет, из Богородичного. — Я и сейчас их делаю. Свекольным квасом их закрашиваю и раздаю, кто приходит маланко вать или засевать.

В языческие времена вместо Маланки и Василия, допускают, в группах выступали дре вне сла вянские божества Макош и Велес. А беспорядок, который ряженые создают в доме, олицетворял хаос, который якобы наступает в ночь, когда заканчивается старый и начинается новый год.

Сейчас вы читаете новость «С Маланкой теперь ходят "честный" даишник и "справедливый" судья». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть