"Замок хотите посмотреть? — недоверчиво смотрит через очки отец Александр из села Рихта, в 10 км от Каменца-Подольского. — Как вы о нем вообще узнали?"
Батюшка успокаивает полдюжины своих собак и впускает на подворье. Его он снимает у профессора Хмельницкой академии бытового обслуживания Владимира Павлова.
Посреди двора стоит замковая башня XVI ст. В ее сводчатых подвалах отец Александр держит консервацию, а на верхнем ярусе — всякий хлам. Немного дальше, в саду, есть место, где начинался подземный ход. Его давно засыпали, чтобы дети не пытались дойти под землей до Каменца — по местным легендам, он вроде бы тянется до самого города.
— Какой Каменец! — смеется батюшка. — Ход выходил к леваде за сельским кладбищем.
Левадами на Подолье называют хутора.
На соседних дворах стоят еще три башни, правда, без крыш. Мокнут под дождями и зарастают бурьяном. В этом году им исполняется полтысячелетия: в середине ХІХ ст. на развалинах замка нашли таблицу с датой "1507".
Местных селян остатки замка не очень-то интересуют. Их больше интересует мельница над рекой Жванчик, которая когда-то гремела на всю область. В 1990-х она так обветшала, что много туристов-любителей именно ее считали остатками замка. Мельницу начали восстанавливать, хотя узнать кто ее новый владелец невозможно.
В XV ст. мимо Рихту проходил Валашский путь, по которому татары проходили на Подолье. Хроника фиксирует ордынские нашествия 1502-го, 1503-го, 1507-го, 1511-го и 1513-го годов. Для защиты очень нужен был замок. И его построили: форпост 13х50 м с четырьмя башнями по углам и стенами толщиной 1,5 м. С двух сторон — обрывы.
К середине XVII ст. селом и замком владели магнаты Лянцкоронские. А в 1672-м он вместе со всем Подольем перешел к туркам. Гарнизон янычаров стоял в Каменке, а в замке в Рихте новые хозяева устроили конюшни. Оттуда выгоняли стада на пастбища над рекой Кизей. Когда в 1699-м край вернулся Ржечь Посполитой, замковые укрепления были в плачевном состоянии. Подольскому воеводе Стефану Гумецкому пришлось их отстраивать почти заново. Любимой резиденцией магната стала именно Рихта, хотя он владел еще 88 селами и 11 городами.
Янычары ограбили замок и убили 54 человека заставы
Турецкая граница была рядом — в хотинском замке, на границе с зависимым от султана Молдавским княжеством, стояли янычары. В 1762-м их вожак Кара-Ахмет повел на Рихту многочисленный отряд. Перепуганному коменданту замка Осинскому турки пообещали сохранить жизнь — и он открыл вората. Нападающие ограбили крепость и убили 54 человека заставы.
В 1840-х Рихта переходит к польскому историку и писателю Константину Пидвисоцкому. На руинах замка возводят дворец. Перед ним выкапывают пруд, а вокруг усадьбы разбивают парк.
Пидвисоцкий был заядлым коллекционером. Он собрал больше 4,5 тыс. картин и гравюр и почти стольких же рукописей и книг. Но после его смерти Рихта замерла. Новый владелец села, господин Рожаловский, во дворце обустроил больницу.
"Больница села Рыхта еще в начале своего существования прославилась своей угрюмостью и холодными стенами, — писала 22 мая 1907 года газета "Подолия". — С течением времени положение здесь еще более ухудшилось, и число лиц, желающих записаться в больницу, дошло до минимума. Причина такого сокращения то, что больным приходится прямо-таки голодать в больнице... Например, вместо положенных утром молока и булки, подают чай и ржаной хлеб. И приходится больным, волей-неволей, выходить в село и просит прохожих подать хотя бы "белых сухарей поесть".
В настоящее время во дворце расположена сельская амбулатория.
Комментарии
3