Ексклюзивы
четверг, 20 сентября 2012 19:14

На Вторую Пречистую варят первую тыквенную кашу

 

- Вторая Пречистая - первый осенний праздник. Настоящая осень, считай, с этого дня и начинается. Пречистую так и называли "осенней", - рассказывает 75-летняя Нина Федирко из села Великая Дымерка Броварского района Киевской области. - Я уже давно примечаю, если аисты ко Второй Пречистой улетают, то зима будет суровой. А если в этот праздник тепло, то еще три недели будет хорошая погода.

Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемое православными и греко-католиками 21 сентября, - один из 12 крупнейших праздников христиан. Деву Марию называют Пресвятой и Пречистой. А на праздник Рождества Богородицы в Украине говорили "Вторая Пречистая", потому что Первая - 28 августа - Успение Богородицы.

- А еще ужи и гадюки в этот день на дороги выползают греться, - добавляет Нина Федирко. - Моя бабушка нам всегда приказывала: "Не идите, дети, на дорогу гулять, потому что вас там змеи покусают".

Между двумя Пречистыми, верили когда-то, змеи становятся особенно опасными, их укусы - смертельны. Змею, укусившую человека, якобы земля не принимает к себе перезимовать, и она скитается по дорогам, пока не погибнет от холода или под колесами. Чтобы уберечься от укуса змеи, советуют носить с собой чеснок и хрен. А если встретишь гадюку, нужно трижды cказать:

Змія Орпія! Поклич ти

всі свої змії:

І степовії, і лісовії, і гноянії, і водянії —

І накажи свому війську, хай воно де не треба,

Не кусає, зубів своїх не пускає і не кусає

Ні скотини, ні людини,

Бо зубам тим не бувати

І на землю випадати

З нарожденого, хрещеного раба Божого — назвать имя.

- Когда-то старые люди говорили: "У настоящих хозяев на Вторую Пречистую в огороде все чисто". Вот такое было строгое расписание, - говорит Нина Федирко.

Ее соседка, 59-летняя Ольга Шита, рассказывает, что этого правила в Великой Дымерке придерживаются и сегодня:

- До Пречистой стараются почти все сделать на огороде: картофель выкопать, кукурузу выломить, тыкву во дворы отвезти. А перед Пречистой и на саму Пречистую всегда варят первую тыквенную кашу.

Готовят ее на молоке, с пшеном, заправляют медом. Якобы тогда тыква не пропадет, не сгниет и долежит до весны.

После Второй Пречистой начинают сеять озимь освященным в церкви на Первую Пречистую зерном нового урожая. Чтобы ростки хорошо перезимовали и не вымерзли, в этот день хозяин вставал на рассвете и до восхода солнца должен был засеять хотя бы несколько горстей зерна.

Со Второй Пречистой начинается осенний свадебный сезон, и можно засылать сватов.

- "Пришла Пречистая - понесла женихов нечистая", - смеется Нина Федирко. - Это сейчас женятся, когда хотячка нападет, а раньше так было: на Вторую Пречистую нужно посватать девушку, а на Покрову сыграть свадьбу. А к хорошей девушке многие сваты идут. Вот она и выносит тому, кто ей по душе, платком или рушником накрытый хлеб. А бывало и так: сваты раз - сняли платок, а там вместо хлеба тыква. Все смеются, а сватам большой стыд, что парень тыкву отхватил. И сейчас дают тыкву, но уже в шутку.

По представлениям украинцев, хлеборобов из деда-прадеда, хлеб - наивысшая ценность. Поэтому и говорят: "Хлеб - всему голова". А тыква по своей форме напоминает противоположное голове место - зад. Поэтому получить тыкву считалось большим позором.

Бесплодную женщину дразнили "пустой ивой"

- Вторая Пречистая - это праздник бабский. Его отмечают те женщины, которые детей хотят иметь, а им деток или Бог не дает, или они не держатся, поэтому такие женщины очень несчастны, - говорит 75-летняя Нина Федирко из села Великая Дымерка Броварского района Киевской области. - Они в этот день заказывают молебны в церкви, чтобы Богородица попросила Бога, и он послал детей.

У родителей Девы Марии - матери Иисуса Христа – праведных Иоакима и Анны из Иерусалима, по церковным преданиям, долгое время не было детей. Это считалось Божьим наказанием и позором. Супруги постоянно молили Бога о ребенке. И Анне, которая была уже в возрасте, явился ангел и известил, что у нее будет ребенок, и о нем будут говорить во всем мире. Через девять месяцев она родила девочку. Назвали Марией, что означает "обладательница и надежда". Родители пообещали посвятить ребенка служению Господу. Когда ей исполнилось 3 года, отдали на воспитание в Иерусалимский храм.

После службы в церкви женщины, которые хотят иметь детей, раздавали бедным пирожки или устраивали обед, приглашали на него всех встречных.

Бездетность в народе воспринимали как Божье наказание за грехи. Другие причины: родительское проклятие, знак злого рока, посланные недобрыми людьми сглазы. Например, чтобы лишить молодых супругов потомства, гадалки брали замок и ключ, бросали по разные стороны дороги, по которой ехал свадебный поезд. Потом этот замок закрывали и бросали в колодец, чтобы никто не мог его открыть.

Бесплодие в украинском селе почти всегда приписывали только женщине и воспринимали как грех, позор и обесславливание. Бездетную женщину называли "пустоцветом", за глаза дразнили "пустой ивой". Ее пытались не приглашать на свадьбу, не брали в кумы.

- Даже когда колхозные времена были, то такой женщине не разрешали начинать жатву или сбор овощей и фруктов, - рассказывает 59-летняя Ольга Шитая из того же села. - Ее считали несчастливой на руку и "на переход" - если такая женщина перейдет дорогу, то, говорят, с тобой обязательно случится что-то нехорошее.

Сознательное предупреждение беременности украинцы считали тяжелым грехом. Однако частые роды, многодетность нередко были и для семьи, и для женщины тяжелым грузом. Во избежание беременности, на свадьбе молодая приседала на правую руку, на которой загибала столько пальцев, сколько лет не хотела иметь детей.

- Больше всего Бог карает женщин за аборты. Молитва, чистосердечная молитва к Божьей матери лучше всех таблеток и знахарок помогает, - говорит Нина Федирко. - Нужно так просить: "Пресвятая Богородица, моли Бога за меня, чтобы дал мне детей". Аким и Анна молились Богу, и уже на старость Бог над ними смилостивился.

Говорит, что женщины из их села ходили в Киев в Печерскую лавру или к Антониевым пещерам в Чернигов помолиться чудотворным иконам, чтобы Бог послал им детей.

Что когда-то делали, чтобы забеременеть

Бездетные женщины, чтобы забеременеть, прибегали к разным магическим действиям. Обходили вокруг старого дуба или липы и просили у лесного духа детей. Пили заваренную кору из сросшихся дуба и березы. Бесплодная женщина пыталась посидеть на том месте, где сидела беременная, или просила дать ей поносить рубашку роженицы или многодетной матери. Чтобы забеременеть, женщины весной ели первые почки на фруктовых деревьях, "котики" из веток, освященных в церкви в Вербное воскресенье. Осенью - первые дозрелые фрукты: яблоки, сливы, виноград.

Магическую способность влиять на деторождение в Украине приписывали зерну и хлебу.

- Молодые, когда приезжают после росписи или от венца, то на пороге их встречают родители и осыпают зерном. Молодые им трижды кланяются, а те их трижды осыпают, чтобы дети родились, - рассказывает Ольга Шитая.

На свадьбе молодую сажали на кадку, в которой подготавливали хлеб для выпечки, - "чтобы детей родила, как кадка хлеб родит". Бездетным советовали садиться на то место, где лежал только что испеченный хлеб, или просто на буханку еще горячего хлеба. Действенным способом забеременеть почти везде в Украине считали выпросить на Вторую Пречистую у старцев под церковью ломоть хлеба и съесть его без соли.

 

Сейчас вы читаете новость «На Вторую Пречистую варят первую тыквенную кашу». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть