Ексклюзивы
пятница, 08 августа 2014 05:20

На горе Лысоне священники разных конфессий будут молиться за мир в Украине
2

Там в первую мировую Сечевые стрелки боролись против русского войска

1 августа прошло сто лет с начала Первой мировой войны. Она принесла Галичине, по территории которой фронты прокатывались несколько раз туда и обратно, невиданные человеческие жертвы и материальные убытки. Но, кроме этого, - и вред с далеко идущими последствиями - Галичина, которая до 1918-го была автономией, как территориально-административная целостность потеряла надолго свою субъектность. Вот уже сто лет галичане чувствуют последствия той потери.

Сразу после распада Австро-Венгерской империи и прямого следствия этого процесса - польско-украинской войны за восточную Галичину, молодая Польская республика ликвидировала галицкую автономию. За нее поляки сначала долго боролись в составе империи Габсбургов и в конечном итоге получили в 1867 году. Но с 1919-го этот край назывался Восточной Малопольшей и был разделен на три воеводства, а легенда Галичины жила только в этносе Галицкой армии и "стрелковых" песнях.

Однако так продолжалось недолго – до очередной войны. После нападения гитлеровской Германии и сталинской России на Польшу новый обладатель Галичины - СССР, как и предыдущий, не поддерживал субъектность региона и провел свое административное разделение в конечном результате на три области: Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. Понятие "галичанин" неформально было запрещено и вытеснялось в текущем сознании советских людей очертаниями "бандеры" или "западенцы". Галичане же, сознательные в своей идентичности, все это время опять жили в условиях войны - холодной войны, когда враг наложил табу на их традицию, историю, культуру, церковь. Не изменив своей тождественности, нельзя было ни сделать карьеры, ни обеспечить благополучие своей семьи или перспективы своим детям. И большинство галичан сознательно отказывались от карьеры в УССР и оставались при своей идентичности, которая базировалась на верности УГКЦ и европейской, а не советской системе ценностей. За это и поплатились. Как раз потому галичане такие как есть. Зато почти полвека советской оккупации оказалось мало, чтобы убить дух галичанства, память о Галичине.

Это "шило вылезло из мешка", как только советская система начала давать сбой - в 1990 году на местных выборах три галицкие области привели к власти на своей земле антикоммунистов, практически лишая в регионе власти господствующую до сих пор Коммунистическую партию УССР. Тогда же Галичина начала процесс очередного возвращения себе субъектности, которое новые местные элиты оформили в формате Галицкой Ассамблеи. Дальнейшее провозглашение независимой Украины и надежды на то, что удастся построить цивилизованное европейское государство, не дали галичанам завершить этот процесс.

Как теперь видно - это было ошибкой. Украинцы за два десятилетия не смогли построить настоящее государство, зато создали систему олигархического капитализма со всеми ее неурядицами: коррупцией и казнокрадством, взяточничеством и безответственностью. В действительности, Украина до 2014-го была не государством, а профанацией государства - кроме государственных символов, все было ненастоящим. В такой ситуации профанация не могла обойти и Галичину - галичанин превратился в "галицая", такое себе националистическое пугало для русскоязычного населения, а важные для галичан символы перекочевали в сферу товаров и услуг. Например, галка теперь "фирмует" львовский кофе, хоть всем понятно, что на Львовщине не было и нет кофейных плантаций. Примеров есть немало. Профанация смыслов как следствие несубъектности края.

С определенным преувеличением можно сказать, что в символическом смысле эта война за субъектность для галичан продолжается сто лет. Сейчас галицкие мужчины опять с оружием в руках, опять за Збручем, опять против тех, кто под русской символикой. И опять же - с ощущением, что это "не наша война". Галичине нужно вернуть субъектность, а профанируемым галицким смыслам - их подлинность.

Как это сделать? Закончить то, что начали предшественники – и в 1918-ом, и в 1991-ом. За это нелегкое задание и взялась возобновленная на днях инициатива Галицкой Ассамблеи - теперь как общественное объединение, как движение снизу. Чтобы проекты прокламируемой президентом и правительством политики децентрализации наполнить содержанием из регионов, а не фантазиями столичных чиновников.

Символично, что одна из первых публичных акций, к которым причастна Галицкая Ассамблея, пройдет 10 августа в виде поминального торжества и экуменической молитвы за всех жертв войн на горе Лысоня возле Бережан на Тернопольщине. Там со времен Первой мировой сохранились кладбища австрийских и итальянских солдат, и Сечевых стрелков, и даже турецких воинов. И символично, что как раз там священники разных христианских конфессий будут молиться за мир в Украине сегодня.

В отличие от времен развала Советского Союза, теперь Галицкая Ассамблея добавляет себе определение "европейская", давая однозначно понять всем украинцам, где галичане видят свое место. А в то же время и посылая сигнал Европе: "Мы возвращаемся домой" – в общий дом европейских народов, где войны остались в прошлом.

Владимир ПАВЛИВ, директор по гуманитарным вопросам ГО "Галицкая Ассамблея"

Российские спецслужбы отказались рассекречивать документы НКВД СССР

Полгода российский историк Сергей Прудовский пытался ознакомиться с письмом НКВД СССР "О террористической, диверсионной и шпионской деятельности японской агентуры из харбинцев" в архиве Федеральной службы безопасности России. Однако 14 июля получил отказ в Московском суде.

"Оба моих ходатайства отклонены, на все конкретные вопросы и мои мотивировки представители ФСБ отвечали одинаково - цитированием пункта 4 статьи 15 закона Российской Федерации "О государственной тайне", - написал Прудовский на своей странице в соцсети. - Центральная экспертная комиссия российской ФСБ на основании мнения специалистов по контрразведывательной деятельности констатировала наличие в письме сведений, отнесенных НКВД СССР к государственной тайне, актуальность которой сохраняется до сих пор. Другими словами: система живет в годах террора 30-х годов прошлого века и сегодня".

Эту запись увидел директор Архива СБУ Игорь Кулик, 31 год. Через неделю он отписал: "Завтра это письмо я изложу у себя на странице, чтобы наши коллеги-историки из России имели возможность пользоваться этим документом".

- Информация из документа имеет лишь историческую ценность, потому в Украине доступ к нему не может быть ограниченным, - говорит Игорь Кулик. - В нем характеризуется агентурная обстановка на Дальнем Востоке, анализируются методы вербовки агентов из числа белогвардейцев японскими спецслужбами и описывается подрывная деятельность этой агентуры на территории СССР. Также там содержатся короткие характеристики белогвардейских организаций "Дальневосточный военный союз", "Всероссийская фашистская партия" и других. Выглядит, что Россия все еще считает актуальными методы работы КГБ и скрывает от исследователей информацию о таких организациях. Впрочем укрывательство секретов несуществующего государства - СССР - никак не поможет Путину в ХХІ веке возродить вожделенную империю.

В 2008 году СБУ начала рассекречивать архивы советских карательных органов. Документы можно посмотреть в информационно-справочном зале, а некоторые - в интернете.

Василий САВЧИН

Во Львове нашли 400-летнюю канализацию

Обломки керамической посуды древнерусских времен нашли львовские археологи на ул. Богдана Хмельницкого в центре города. Там наблюдали за земельными работами. Среди находок - черепки горшков и фрагмент стенки амфоры. Предварительно научные работники датируют их XIII - XIV в.

- На глубине 4 метра от современной поверхности выявили два объекта. Очевидно, один был хозяйственного назначения, а другой - жилищного, - рассказывает Николай Шницар, руководитель археологической экспедиции из центра "Спасительная археологическая служба". - Также нашли остатки деревянной канализации - 8 метров. Предварительно датируем ее XVII - XVIII веками. Это фактически деревянный желоб, накрытый крышкой. Нынешние находки еще раз подтверждают, что древнерусский Львов начинался именно на территории между современными улицей Богдана Хмельницкого и проспектом Вячеслава Чорновила. Это бывшее русло реки Полтвы.

За прошлый год Спасительная археологическая служба во Львове сделала свыше десятка открытий. В частности, на ул. Шевской на глубине 5,5 м нашли крашенку XV в. - из гусиного яйца.

На ул. Богдана Хмельницкого также нашли остатки деревянной дороги XVI в. Ею львовяне пользовались в течение 150 лет - до первой половины XVII в. Впоследствии, прокладывая коммуникации, ее уничтожили.

Леся МЕЖВА

 

Сейчас вы читаете новость «На горе Лысоне священники разных конфессий будут молиться за мир в Украине». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи