День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла празднуют 12 июля. В этот день в 68 года они приняли мученическую смерть. Первоверховными считают потому, что стали первыми и ближайшими учениками Иисуса Христа.
Петр был рыбаком в иудейском городе Капернаум. Назывался Симоном. Имя Петр ему дал Иисус Христос. Оно означает "камень", "скала". Победил уныние и смятение, стал символом христианской стойкости. 25 лет был епископом в Риме. Во время гонений на христиан при императоре Нероне его распяли на кресте вниз головой.
Первое имя Павла - Савл. Он преследовал христиан, но после встречи с Иисусом Христом стал сторонником его веры. Проповедовал в Малой Азии - теперь Турция, Македонии и Греции. За это приговорили к смертной казни и отсекли мечом голову.
- Петр и Павел путешествовали со Спасителем в соседнее село Волчицы - в прошлом году рассказывала древнюю легенду 90-летняя Пелагея Селинга из села Старые Кони Заречненского района на Ривненщине. - Колос тогда был так велик, начиная от земли, но люди хлеб не жаловали, разбрасывались. Тогда Господь рассердился и дернул все зерно с колосочка, а Петр и Павел его уговорили оставить хотя бы котам и собакам наверху стебелька. Вот мы и сейчас едим собачью и кошачью пайку хлеба.
Украинцы святых апостолов Петра и Павла называют спасителями хлеба святого. А их день празднуют как предуборочный. Молятся, чтобы они упросили Бога не насылать град и засуху. Благодарят за дожди и тепло.
По народным преданиям, апостолы с Иисусом Христом ходят по земле и проверяют, что делают и как ведут себя люди. Тех, кто их уважает, а не ленится и не ругается, наделяют хорошей долей и достатком. Грешников - наказывают.
В этот день полагается воздерживаться от любой хозяйственной деятельности, сходить в церковь и одарить нищих, поделиться обедом с бедными, занести угощения больным.
Заканчивается Петров пост. Хозяйки пекут обрядовое печенье - мандрики. Используют яйца, муку и творог, которые собирали в течение поста.
Следует обязательно приготовить праздничный обед и пригласить гостей. Не отказывать в гостеприимстве ни бедным, ни просителям, ни путникам. Верят, что под видом нищих путешествуют с Богом и его ученики.
- На обед готовят борщ из первых овощей, которые в эту пору поспевают, - говорит 84-летняя Доминика Чекун из Старых Коней. - И надо обязательно бросить туда и грибов, потому что полещук на Петра без грибы не завтракает и не обедает.
Добавляет, что к празднику надо, чтобы на столе был хлеб из муки нового урожая, "хоть и из несозревшего зерна испеченный".
Историк Михаил Максимович писал, что еще до середины XIX века в Киеве сохранялся обычай освящать на Петра и Павла в церкви хлеб нового урожая. Пекли его из ячменя, который зажинали перед Петровым днем.
Когда-то на праздник Петра и Павла жнецы собирались возле корчмы большими группами, пили водку, гуляли и пели песни:
Ой випиймо, родино,
Щоб нам жито вродило.
Ой випиймо, рід увесь,
Щоб нам вродив і овес.
Петровские ритуальные обеды сохраняют следы древних жертвоприношений плодов нового урожая. На Харьковщине в этот день по старинным рецептам готовили три борща из трех петухов в трех горшках. После Петрова дня начинали собирать урожай.
- Когда Иисус с апостолами ходил по селам, то сели они пообедать. А кукушка украла у них творожную пампушечки и подавилась ею. Поэтому эти пампушечки называют мандрики, - рассказывала Пелагея Селинга.
- Поэтому кукушка уже после Петра замолкает. Говорят, что скрывается по границам. А если услышишь, что она и после Петра кукует, значит осень будет долгая и теплая.
В Полтавской и Сумской области готовили петровские обеды только женщины, мужчин не приглашали. Такие угощения называли "бриксы". Устраивали их, чтобы коровы не брыкались и не дрались, хорошо "отбегали" и привели здоровых телят.
На Подолье женские обеды в Петров день назывались "замачивание доения". Общие трапезы устраивали, чтобы коровы давали много сметаны. Их закармливали травами желтого цвета, "чтобы желтое молоко было".
Во время Петропавловских празднований обязательно устраивали качели и круговые карусели.
О них в своих обращениях к князю Константину Острожскому писал украинский православный полемист ХVI века Иван Вышенский. Осуждал как языческие обычаи и "дьявольское зрелище". Призывал православных, если они имеют веру в апостолов, "поломать и сжечь колыбели и виселицы в их день, как это делают на Волыни и Подолье".
Качание в люльках было архаичным способом очищения воздухом накануне уборки урожая, начинавшейся после Петрова дня. Кое-где Петропавловские качели делали у кладбищ или в центре села рядом с церковью. Это указывало на связь обычая с культом мертвых.
Верят, что особенно опасными становятся ведьмы. Из всей Украине в ночь перед Петром они слетаются на одну из семи киевских Лысых гор над Днепром. Святой Петр защищает людей от них. Поэтому поют:
— Ой Петро, Петро, де ж ти бував?
— Я в чистом полє, в межах лежав.
Стерог жита ще й пшениці
Од тої вєдьми-чаровниці.
Щоб тая вєдьма не дождала,
Та од коров спору не одбирала.
Позволяли постричься пастухам
- В наших горных селах Черный Поток и Черные Ославы когда-то на Петра чествовали пастухов, - рассказывает 62-летний Василий Левицкий из села Белые Ославы Надворнянского района Ивано-Франковской области. - Потом при советах его не делали, а сейчас проводят это петрикование как фестиваль.
В Карпатах на Бойковщине и Гуцульщине день Петра и Павла считался основным праздником пастухов. В течение Петровки они придерживались строгого поста. До Петра не стригли волос.ы Делали это для того, чтобы выпас скота прошел без потерь в стаде.
На Петра и Павла ватага пастухов спускалась с гор, оставив нескольких охранять стада и отары. Их выбирали жеребьевкой или в наказание за какую-то провинность.
Совместные обеды в честь пастухов устраивали на толоках, общественных пастбищах. Накануне праздника Петра и Павла в земле выкапывали неглубокий ров в форме квадрата. Лоскут зеленой травы, оставался посередине, был как стол. Пастухи садились вокруг него, опустив ноги в ров. В центре импровизированного стола втыкали крест из ветвей. Его обвивали полевыми цветами и украшали венками.
Все, кто отдавал пастухам пасти свой скот на стол выставляли лучшие угощения. Угощали их водкой и мандриками, одаривали комом масла и сыра. Чествование пастухов было обильное и пышное, потому что от них зависело - уберегут ли они скот от дикого зверя, не сорвется ли он в пропасть, хорошо ли напасеться течение лета.
Комментарии