В воскресенье, 12 апреля 1908 года, цесарский наместник Галичины 46-летний граф Анджей Потоцкий принимал просителей в доме наместника на Гетманских валах во Львове. Около часа дня в его кабинет зашел студент права Мирослав Сичинский, 20 лет. Развернул бумаги и достал револьвер.
— Сие за нашу несправедливость, за выборы, за смерть Каганца! — воскликнул.
Прозвучали четыре выстрела. Потоцкий упал. Первая пуля попала в левое ухо и зацепила мозг. Следующие пробили лоб, палец левой руки и левое плечо.
В кабинет вбежал секретарь. Началась паника. Сичинский положил револьвер на пол. Вышел в прихожую и сел. Через полчаса пришел полицейский комиссар, украинец Бегун. Сичинский пошел к нему с признанием. Бегун заказал фиакр, чтобы отвезти его в полицию.
Анджей Потоцкий умер в тот же день. Говорят, его последней просьбой было:
— Телеграфируйте цесарю и скажите, что я был его верным слугой.
"Произошло! История запишет это событие как первый акт политического террора в конституционной Австрии", — откликнулась на поступок Сичинского выходившая во Львове украинская газета "Дело".
Мирослав Сичинский родился в селе Черниховцы недалеко от Збража (в настоящее время Тернопольщина) в семье священника. После учебы в Коломыйской и Перемышльской гимназиях поступил на законодательный факультет Венского университета. Впоследствии продолжает учебу во Львовском университете.
В 1907 году он был среди почти сотни студентов-украинцев, которые захватили университетский дом. Требовали, чтобы посвящение студентов осуществляли не только на польском, но и на украинском. В окне вывесили сине-желтый флаг. Мятежников арестовали. Но те пригрозили голодовкой, и через четыре дня их отпустили.
В том же году происходили выборы в Венский парламент. В селе Горуцк Дрогобычского уезда было убито пять крестьян-украинцев, которые протестовали против массовых фальсификаций в пользу поляков. В феврале следующего года опять фальсификации — теперь на выборах в Галицкий краевой сейм. В селе Коропец на глазах матери и сестры офицеры штыками закололи кандидата в сейм крестьянина 27-летнего Марка Каганца.
Большую часть населения Галичины составляли украинцы. Однако власть в провинции была сосредоточена преимущественно в руках поляков. Галицкое наместничество в 1903 году возглавил граф Анджей Потоцкий. Говорили, что он чувствует себя в крае, как король.
Сичинский агитирует по селам не голосовать на выборах за поляков. Приходит к выводу, что легальной борьбой победы добиться невозможно, и решается на убийство Потоцкого. Пистолет приобрел в магазине. В вербное воскресенье пошел к дому наместника — теперешнему зданию Львовской облгосадминистрации. Записался на аудиенцию, чтобы подать "прошение о месте". Ожидал в очереди. Наконец секретарь позвал его. Сичинский вошел в кабинет. Потоцкий сидел за рабочим столом.
— Если бы увидел человека с симпатичным лицом, такое себе родительское лицо, то еще могло бы быть иначе, — вспоминал потом. — Он зыркнул — лицо злое, красное. Тип польского шляхтича, крепко сложенный и самонадеянный.
В дороге полицейские уговаривали Сичинского прикинуться неуравновешенным. Мол, так удастся избежать смертной казни. Тот только отмахивался.
В четыре дня над домами магистрата и наместника подняли черные стяги. Возле памятника Адаму Мицкевичу собралась большая демонстрация польского населения Львова. После выступлений толпа взялась бить оконные стекла в украинских учреждениях и зданиях. Погромы длились несколько дней. Разговаривать на украинском на улицах было опасно.
Первый суд над Сичинским начался 30 июня. В число присяжных вошло 12 поляков. Вечером в тот же день они единогласно приговорили убийцу к смертной казни через повешение.
Впоследствии приговор был отменен: осужденного должны были осмотреть психиатры. Врачи отметили "высокий интеллект обвиняемого, его доброту, кротость и глубокое ощущение человеческой недоли и несправедливости, его гармонию и лад в мыслях и поступках". 15 апреля 1909 года состоялся второй суд. Присяжные опять требовали повешения. Еще через три месяца цесарским приказом этот приговор был заменен на 20 лет заключения.
В украинских селах Галичины самым распространенным именем для новорожденных стало Мирослав. Ходила поговорка: "Наш Січинський най жиє, а Потоцький най гниє".
Мирослава Сичинского перевезли в тюрьму города Станиславов (в настоящее время Ивано-Франковск).
— Какой-то старый мужчина разорался на меня, почему я стою в коридоре, а не под стеной, — вспоминал он. — Из канцелярии зазвучал голос: "Эй, оставьте его в покое, никуда он от нас не убежит". Так себе спокойно, без злобы, уверенно. Когда он это сказал, мне молнией через голову пролетело: "А я таки убегу!"
Уже на третий день пребывания в тюрьме один из надзирателей-украинцев пересказывает Сичинскому:
— Никто отсюда еще не убежал, но вам мы поможем. Только будьте терпеливы. Может, придется подождать год-два-пять.
В тюрьме Мирослав ежедневно просыпается в пять утра, ложится в девять вечера. Девять часов в день работает в столярке. В свободное время изучает английский. По воскресеньям читает Достоевского, Франко, Бжозовского, Ратцеля. Часто общается с начальником тюрьмы — чехом.
— Тюрьму вспоминаю приятнее, чем пребывание в Венском университете, — заверял после освобождения.
Между тем офицер австрийской армии Дмитрий Витовский и журналист Николай Цеглинский планируют его побег. Ноябрьским вечером 1911 года в камеру вошел надзиратель и приказал быстро собираться. Постель заключенного скомкали так, будто там кто-то лежит. Возле кровати поставил ботинки.
Сичинский вышел из камеры в одной рубашке, чтобы потом не было упреков в разворовывании государственного имущества. В пивной переоделся в униформу. Вдвоем с надзирателем направились к выходу, будто только что закончили службу.
На улице Мирослава переодели в крестьянскую одежду и на телеге вывезли из города. Несколько месяцев он скрывался в селах Прикарпатья. Дальше Сичинский выезжает сначала в Норвегию, потом в Швецию. В 1914 году перебирается в США. Возглавлял там украинские общественные организации, редактировал газеты. В 1960-х посетил Украину. Умер 16 марта 1979-го в доме для людей преклонных лет города Вестленд, штат Мичиган. Ему был 91 год.
Галичину Австрия "откусила" у Речи Посполитой
Галичина была самой большой провинцией Австро-венгерской империи. К государству Габсбургов присоединена после деления Речи Посполитой в 1772 году и получила название Королевство Галичины и Володимирии. На севере в нее также входила часть исторической Волыни, а на западе — южная Малопольша с Краковом. Столицей стал Львов. После реформ начала 1860-х получила широкую автономию. Наместник, которого назначал и отзывал император (цесарь), руководил администрацией провинции. Краевой сейм — парламент автономии — заседал в теперешнем главном корпусе Львовского университета.
Со второй половины XIX в. обострились отношения между двумя самыми многочисленными народами габсбургской Галичины — поляками и украинцами. Первые проживали в западной части механически слепленной провинции и в городах по всем крае — рядом с евреями. Украинцы (тогдашнее название — русины) составляли большинство в центрально-восточной части.
Комментарии
2