— В селе его называли чудаком. Каждое утро шел в горы. Клал в свой коричневый портфель бутерброд, колбы и бутылки для воды, — рассказывает 78-летняя Анна Стоцкая из Львова, дочь открывателя минеральных источников Омеляна Стоцкого. С 1945-го он жил и работал в селе Сходница — теперь Дрогобычский район на Львовщине. — Преодолевал десятки километров карпатских лесов. Искал источники с помощью металлической палки с острым наконечником. Делал проколы в земле. Знал, где может течь и как расположена жила с водой, потому что был нефтяником. Когда находил их, просил местных мужчин, чтобы помогли откопать. Вуйки соглашались за бутылку водки. На нее каждому давал по 3 карбованца из своей пенсии в 56 карбованцев.
В течение 30 лет занимается поисками и исследованиями подземных вод. Добивается признания сходницких источников учеными. Уверен, что они по свойствам приравниваются к известной "Нафтусе". Это лечебная вода с высоким содержанием веществ нефтяного происхождения. Обнаружена в 1835 году в городе Трускавец.
— Посидел бы дома, отдохнул на старости лет. Или думаешь, что тебе за это памятник поставят? — упрекает его жена Павлина, когда исследователь поздно вечером возвращается домой.
— Люди оценят. Пусть и после смерти, — отвечает.
Самостоятельно начинает изучать химию, минералогию, медицину, геологию. Специальную литературу читает на чешском, немецком, итальянском, польском и русском языках. Исследование воды сначала проводит в курятнике возле своего дома. Потом просит помощи у учителя химии местной школы Михаила Гамулы.
— В лесу, возле въезда в Сходницу, нашел источник, — подходит к нему после родительского собрания. — Там вода имеет запах сероводорода. Не может ли это быть "Нафтуся"? Кто из наших людей с больными почками или печенью ее пьет, чувствует себя лучше.
Михаил Гамула дает ключи от химического кабинета. Омелян Стоцкий идет туда после уроков и делает анализы воды. Об исследовании становится известно местному главному врачу Степану Дуде. Он решается на эксперимент. Отбирает 21 больного с мочекаменной болезнью. Начинает давать им воду из Сходницы. Песок и камни выходят, и люди выздоравливают без операций.
"В 1963 году у меня обнаружили в желчном пузыре камни и песок. Врач предлагал операцию, но я отказалась, — пишет в воспоминаниях жительница Сходницы Магда Журавчак. — Начала пить сходницкую "Нафтусю" из источника №1. У меня вышел камень размером с кукурузное зерно."
Омелян Стоцкий едет в Трускавец. Возле главного бювета начинает агитировать больных, чтобы ехали в Сходницу — там вода лучше трускавецкой "Нафтуси". Его забирают в участок милиции. Держат 3 ч. Отпускают, когда дает расписку, чтобольше так делать не будет.
Везет пробы сходницкой воды в Трускавецкую центральную лабораторию. Заверяет, что в Сходнице можно лечить болезни почек, печени, желудка, сахарный диабет, выводить шлаки.
— Наконец приехали два аналитика, — говорит Анна Стоцкая. — Они взяли воду не из источника, на который указывал отец, а из потока, куда стекали нефтяные воды скважины. У них был такой приказ от руководства.
Результаты тех исследований критические: "Летом 1963 года сотрудники лаборатории исследовали воды, которые Стоцкий называет "Нафтусей". Они имеют бактериологическое загрязнение. У экспериментальных собак наступала непрерывная рвота. В воде много примесей нефти. Нужно усилить работу медицинских работников среди населения о возможных вредных последствиях. Наличие в Сходнице воды типа "Нафтуся" является плодом воображения некомпетентных людей".
Омелян Стоцкий пишет исследователям в Киев. Министерство здравоохранения в течение пяти лет проводит собственную проверку.
— Я была старшим лаборантом. Нам привезли мышей, лягушек и шесть собак. Доставляли из Одесского института самолетом во Львов, а сюда уже машиной, — вспоминает 80-летняя Тамила Прибельская из Одессы. — Геологи открывали источники, а химики исследовали. Трижды в день бегали по воду и поили ею подопечных животных. Собирали и исследовали их желчь и мочу, делали анализы. Результаты давали врачам, а они назначали, кому из больных какую воду пить.
Научные работники подтверждают способность сходницких минеральных вод лечить урологические и кишечно-желудочные болезни. Местной "Нафтусе" нет аналогов среди 10 тыс. известных минеральных вод мира. Лечиться ею приезжают люди из других республик СССР.
— Двери нашего дома не закрывались. Люди писали письма с благодарностями, — рассказывает дочь исследователя. — Это вдохновляло. В такие моменты отец чувствовал себя счастливым. Садился за фортепиано и играл произведения Бетховена. Так передавал свое душевное состояние.
По расчетам Стоцкого разведывают 38 источников. Планируют строить санаторий. Но скважины для его нужд делают не в том месте, на которое указано в плане. Открытие заведения под угрозой. Люди собирают деньги, за которые исследователь едет в Москву к министру геологии. Тот дает согласие на повторное бурение скважин. Делают это через три года. Один из источников дает уникальные объемы — 84 куб. м в сутки. Это больше всего в Украине. Возле него открыли лечебный пансионат "Карпаты", позже — пансионат "Гуцулка".
100 карбованцев премии получил Омелян Стоцкий за открытие Сходницкого месторождения минеральных вод. Ее вручили 3 ноября 1977 года с дипломом и нагрудным знаком "Первооткрыватель месторождения" министерства геологии СССР.
Писал учебник немецкого языка
1894, 15 августа — Омелян Стоцкий родился в селе Богутин — теперь Золочевский район на Львовщине — в семье священника. По окончании начальной сельской народной школы учился во Львовской гимназии.
1916 — во время Первой мировой войны мобилизован в австрийское войско. Попадает в итальянский плен.
1920 — вступает в брак с дочкой главного бориславского лесничего Михаила Осецкого — Павлиной. Она младше на восемь лет. Молодых венчает митрополит Андрей Шептицкий. Через 17 лет у них рождается дочь Анна.
1926 — начинает работать оператором газолинового завода "Нефть" в Бориславе на Львовщине. Поступает во Львовский университет на философский факультет. Сдает экзамены на степень магистра немецкой филологии.
1932 — начинает работать учителем немецкого языка в школе Станиславова — теперь Ивано-Франковск. За украинские настроения уволен. Преподает немецкий в городе Ряшев — теперь Польша. Пишет учебник немецкого языка. Дружит с сыном Ивана Франко Тарасом.
1940 — устраивается в Ряшевское машинописное бюро. Через четыре года с семьей выезжает в Австрию. Заканчивает курсы молочников и три года работает лаборантом частного молочного предприятия.
1945 — возглавляет газолиновый завод треста "Укргаз" в Сходнице на Львовщине. Из-за отказа вступать в коммунистическую партию его увольняют. Становится мастером подземного ремонта треста "Бориславнефть", позже — лаборантом.
1956 — выходит на пенсию и берется за активные поиски источников минеральной воды.
1979, 10 января — умер и похоронен в Сходнице. В 1994-м в селе установили бюст открывателя источников и присвоили его имя одному из курортов.
Комментарии