Ексклюзивы
четверг, 18 ноября 2010 10:53

Николай Самокиш всю жизнь рисовал коней

В детстве Николай Самокиш любил приходить на пастбище и часами смотрел, как пасутся кони. Как-то в 1929 году написал: "Я любил смотреть на быстрый бег коня, и конь в движении мне нравился больше, чем в спокойном состоянии. Мне казалось, что даже самая некрасивая, уставшая кляча во время быстрого бега становится красивой и интересной".

Кони стали главными героями его первых рисунков. Когда началась Первая мировая, Самокиш оставил военную тематику, и до 1918 года на его картинах кони появлялись только в мирной обстановке — чистое поле, никакого оружия, нет солдат в шинелях, вообще рядом ни души. Так автор оберегал своих коней от пуль и шрапнели.

Николай Самокиш родился 150 лет назад в Нежине. Отец часто приносил домой журналы "Всемирная иллюстрация" с изображением всадников на породистых рысаках. Парень сидел у деда и слушал рассказы о Хмельнитчине, и это тянулось с вечера до утра следующего дня. Казаки, кони, войны с поляками, турками, — все это не выходило у мальчишки из головы. Дед жил на старом хуторе в казацком селе Носовка, под Нежином. Был он казацкого рода и, как вспоминал позже художник, дома у деда на стене висела старая щербатая сабля. Военные забавы нравились и Николаю и его друзьям. Он часто мастерил деревянные сабли, копья и луки.

Самокиш вспоминал: желание рисовать батальные сцены появилось с тех пор, как он увидел лубочные картины на тему российско-турецкой войны 1828–1829 годов. "Я бредил этими картинами и пробовал рисовать на лоскутках бумаги углем за нехваткой карандаша…" Он закончил гимназию и собрался поступать в Петербуржскую академию искусств. Первая попытка сдать экзамен была неудачной — молодой художник, который до тех пор никогда не рисовал с натуры, не смог сделать зарисовку с гипсовой головы богини Геры. Однако Самокиш не сдался — день и ночь работал в музее академии, и в следующем, 1879-м, его таки зачислили в студенты.

Во время учебы, в 1883 году, коллекционер и меценат Третьяков купил одну из его картин для своей галереи. Это был первый большой успех Самокиша. А в 1885 году художник презентовал свою дипломную работу — "Возвращение российской кавалерии после атаки под Аустерлицем". Это была картина, посвященная наполеоновской войне 1812 года. В этот раз кони, которые, конечно, тоже учавствовали в бою, принесли Самокишу большую золотую медаль академии искусств. А еще — заграничнаую командировку в Париж. Во Франции баталист ходил по музеям, рассматривал картины с грандиозными сценами. Но таких коней, как у него, не было больше нигде.

Дома у деда на стене висела старая щербатая сабля

Только спустя четыре года любимые животные возвращаются на полотна художника. "Табун на водопое" — первая картина за длительное время, где кони освобождены от сбруи, от всадников, от войны вообще. Ее Самокиш рисовал не так, как другие художники. Академическая школа батальной живописи изображала войну красивой, романтичной. Сторонники этой школы рисовали батальные сцены по правилам, всячески ретушировали и украшали их. Самокиш избегал рисовать так, как другие. Он дружил с художником Василием Верещагиным — еще одним баталистом. Верещагин писал об академической традиции живописи, где герои "атаковали, штурмовали, (…) умирали по всем правилам военного искусства, как этому учат в академиях, и полностью в соответствии с официальными реляциями главнокомандующих, то есть так, как хотелось, но так, как в действительности никогда не бывает".

Николай Самокиш критически оценивал произведения баталистов — и не только консервативных российских, но и зарубежных. В 1885 году он поехал в Версаль, где была большая коллекция батальной живописи. Запись в дневнике: "Эти картины не произвели на меня особого впечатления, композиция их театральная. Мне, как стороннику реалистичной школы, они не понравились".

В 1904 году в составе Нежинского драгунского полка Самокиш провел семь месяцев на российско-японской войне, на линии фронта. Кони стали героями альбома "Война 1904–1905 годов. Из дневника художника". Одна из самых сильных картин — полотно "Забытый", где автор изобразил мертвого российского всадника и его коня. Так Самокиш напомнил, что люди и кони жили, воевали и погибали вместе.

В 1912–1917 годах Самокиш создал отдельную серию рисунков, где кони уже не воюют, а позируют ему.

Здесь автор отошел от своего принципа, что конь должен быть в движении, и изображал своих героев как самодостаточных существ. Рядом с которыми люди играют второстепенную роль. Вот, например, появился "Кронпринц" — красивый белый породистый конь, который побеждает в гонках. Жокей в коляске там будто и ни к чему — все внимание привлекает животное. Самокиш доказал, что конь достоин портрета не меньше, чем любой богатый купец, дворянин или даже император.

После прихода к власти большевиков баталистика стала оружием агитации. Самокиш был лоялен к новым хозяевам, и за это получил лавры маститого в Союзе художника. Рисовал картины о победах Красной армии в годы революции. За "Переход через Сиваш" в 1941 году получил Сталинскую премию. Однако Николай Самокиш в целом не слишком задумывался над тем, кому служить. Он все рисовал коней — равных себе, свободных существ, которые не принадлежали ни к одной партии.

Первая жена художника умерла в Париже

Николай Самокиш дважды был женат. Был и третий брак — фиктивный. С первой женой, художницей Еленой Бенард, повенчался в 1889-м. Она была вдовой. Ее первый муж, тоже художник, Руфин Судковский умер от тифа. Теперь Елена взяла двойную фамилию — Судковская-Самокиш. Она иллюстрировала детские книги. Детей у супругов не было. После Октябрьской революции эмигрировала в Париж и там умерла. А Самокиш остался. С 1928 года и до смерти он жил в гражданском браке с татаркой Роксан.

С 1936-го Николай Самокиш наезжал в Харьков — был там профессором художественного института. Снимал квартиру у своего коллеги. Когда тот умер, пригласил его вдову, Наталью Добровольскую, к себе в Крым. Так под одной крышей оказались Самокиш, его жена и Добровольская. В войну все остались под оккупацией. Наталья Добровольская крала картины Самокиша и перепродавала немцам. А затем, чтобы облегчить себе это дело, решила женить художника на себе — без его ведома. Ученица Самокиша Елена Авчукова вспоминала: "Гарке (подруга Добровольской. — "ГПУ") нашла ей одного учителя, который жил с ней в одном дворе. Добровольская привела его в управу вместо своего "жениха" Самокиша и зарегистрировала с ним брак... Никто об этом не знал. Не знал и сам Самокиш, а когда узнал — перестал есть. Ученики приходили, просили его хотя бы выпить полстакана морковного сока".

Это был 1942 год. Самокишу было 82. После его смерти Добровольская выехала в Харьков. Ее нашли мертвой в вагоне поезда Калининград–Харьков.

1860, 25 октября — Николай Самокиш родился в Нежине на Черниговщине

1868–1870 — учится в двухлетней городской школе в Нежине

1870–1878 — учится в классической гимназии при Нежинском лицее

1885 — заканчивает Академию искусств в Петербурге. В 1890-м за картину "Табун на водопое" получает звание академика живописи. В 1900-м на международной выставке в Париже награжден большой серебряной медалью

1928 — переезжает в Симферополь

1929 — создает картину "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев"

1944, 18 января — умирает в Симферополе

Иван ЖЕЖЕРА

Сейчас вы читаете новость «Николай Самокиш всю жизнь рисовал коней». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть