Гетман Павел Скоропадский в своих мемуарах вспоминал полковника Николая Аркаса трижды — с мрачным юмором.
Аркас, который со своим кавалерийским дивизионом охранял Центральн ую Раду, первым присоединился к гетману во время переворота весной 1918-го. И первым прибежал защитить собой гетмана, когда летом того же года на Зверинце начали взрываться артиллерийские с клады и по всему Киеву вылетали окна. А вскоре Аркас — опять первым — бросил гетмана и присоединился к Директории Петлюры-Винниченко.
Кавалеристу Аркасу не терпелось "построить Украину" немедленно. А те, кому он служил, не очень спешили. Во всяком случае, он не искал в этих переходах туда-сюда выгоды для себя. Больше — рисковал. Гетьманцы арестовали его как заговорщика и он ожидал расстрела. Да и до того переход к гетману не был безопасным — в ночь переворота, с 29 на 30 апреля 1918 года, еще не весь Киев принадлежал гетманцам. Аркас был среди немногих, кто сопровождал гетмана, когда тот глухой ночью ехал занимать военное министерство на Печерске. В мемуарах Скоропадского это описано так: "Я сидел в автомобиле, держа в руках подушку и солдатское одеяло". А рядом — кучка верных людей.
Но однажды как раз поспешность и храбрость полковника Николая Аркаса поставила в самый центр важных событий. Летом 1919-го Добровольческая армия генерала Деникина успешно наступала на большевиков. Хоть на флагах деникинцев была надпись "Единая и неделимая Россия", главный атаман армии Украинской Народной Республики Симон Петлюра приказал не воевать с ними. Придерживался принципа: "Враг моего врага — мой друг". Французы, британцы и американцы также требовали от деникинцев и петлюровцев не воевать между собой. Однако, как писал потом командарм УНР Михаил Омельянович-Павленко, в сторону деникинцев "пушки начали сами стрелять". И приложился к этому полковник Николай Аркас.
В августе 1919 года деникинцы попытались осторожно продвинуться с юга в направлении Одесса-Вапнярка. Аркас тогда служил во второй Волынской дивизии Действенной армии УНР, командовал Вторым Переяславским кавалерийским полком. Подразделение находилось в стадии формирования — 70 сабель на конях, 55 пеших, два пулемета "максим", один пулемет " люис". И 211 вчерашних махновцев — без коней, оружия и сапог. Полк бросили на станцию Перехрестовка на теперешней Кировоградщине. Задача: не вступая в бой, следить за передвижением деникинцев. На все требования дать оружие и амуницию штаб дивизии отвечал:
— Нет!
Война тогда шла вдоль железной дороги. Аркас звонил на станцию впереди своего полка и спрашивал, кто там. Из Раздельной ему ответили деникинцы: мы здесь, но дальше не идем. Но через несколько дней он узнал, что перед фронтом его полка стоит седьмой драгунский Новороссийский полк — 800 всадников на хороших лошадях, две пушки, восемь " максимов". А штаб Волынской дивизии опять настаивал: в бой не вступать.
К полковнику Аркасу между тем прибежали крестьяне: деникинские драгуны
реквизируют у них подводы, а сйчас как раз жатва. Что делать?
Николай Аркас разделил свой полк надвое — по 45 бойцов — и направил их на фланги драгунов. А сам с десятком штабных старшин захватил вражескую батарею. После этого предложил деникинцам сложить оружие, потому что иначе введет в бой "второй полк". Тот, которого у него в действительности не было. Деникинцы оружие сложили, босые махновцы выскочили из укрытия и вооружились. Только тогда драгунам стало ясно, как позорно они проиграли бой. Их командир застрелился. Аркас приказал похоронить его со всеми почестями. Станция, где это произошло, звалась Затишье.
Некоторое время и "белые", и свои обвиняли полковника Николая Аркаса в том, что он стал причиной войны между УНР и Добровольческой армией генерала Антона Деникина. Хотя повода искала Добрармия. В ее оперативных документах часто попадалось словосочетание "хорошо известный полковник Аркас". Впрочем, в том-таки 1919-м он успел повоевать и на стороне деникинцев — против "красных". А когда освободительная война была проиграна, стал эмигрантом. В конце концов осел в Хусте на Закарпатье, которое между двумя мировыми войнами входило в Чехословакию. Там вместе с братьями Шерегиями основал театр "Новая сцена". Там и завершил свою жизнь.
Первый из Аркасов появился на юге Украины в конце XVIII в. Это был Андреас
Аркас (1766–1825) — грек, который сбежал сюда от турков, господствовавших над
его родиной. В Николаеве преподавал историю в штурманской школе.
Его сын Николай (1818–1881) — контр-адмирал, командующий Черноморского флота России, военный губернатор Николаева и Севастополя. Яхтсмен, капитан царской яхты, друг императора Александра ІІ. Женился на Софии Богданович, из казацкого старшинского рода.
Их сын Николай Николаевич (1853–1909) свою яхту назвал "Олеся" — в честь жены, капитанской дочери. Сам был юристом. Он также общественный деятель-просветитель, композитор. Написал первую популярную "Историю Украины-Руси". По популярности ее в свое время ставили рядом с "Кобзарем". Язвительный Михаил Грушевский, который как раз готовил свою "Иллюстрированную историю Украины", назвал книгу Аркаса " подарком для молодых домохозяек". Это огорчило Аркаса и привело до преждевременной смерти.
Его сын — Николай Николаевич Аркас-второй — полковник Армии УНР. А в эмиграции — театральный деятель на Закарпатье.
1880, 2 сентября — Николай Аркас родился в Николаеве в семье Николая Николаевича Аркаса-старшего, автора "Истории Украины" и оперы "Катерина"
1901 — закончил Елисаветградское кавалерийское училище, до этого учился в Морском и Кадетском корпусах (не закончил). Служил в Пограничных войсках Приморского округа, был адъютантом командующего российскими войсками на Дальнем Востоке. В 1906-м уволился в запас
1914 — в звании поручика мобилизован на Первую мировую войну (восьмой гусарский Лубненский полк, Чеченский конный полк отдельной Кавказской Туземной дивизии)
1917 — штаб-ротмистр, командир седьмого ординарского эскадрона. Подразделение украинизировано. Переименовал эскадрон на Полтавскую партизанскую конную сотню. С ней в начале 1918-го сражался с большевиками под Киевом. В войске Центральной Рады сотню реорганизовали в Отдельный Сердюкский дивизион, который после гетманского переворота перешел к Павлу Скоропадскому. В конце 1918-го стал на сторону Директории УНР. Некоторое время Николай Аркас был военным комендантом Киева
1919 — воевал с большевиками и деникинцами. Командовал полком (второй конный им. Зализняка, второй Переяславский конный полк). Был комендантом моста на Днестре, через который украинские войска отступали в Румынию. В том же году с полком присоединился к Украинской Галицкой армии, которая тогда была в союзе с "белыми". Приказом по Армии УНР объявлен изменником
1920 — эмигрировал, работал актером и режиссером в Станиславе, Коломые (теперь Ивано-Франковщина)
1926 — актер, режиссер, впоследствии директор Руського театра в Ужгороде. С начала 1930-х работал в обществе "Новая сцена" в Хусте (теперь райцентр на Закарпатье)
1938, 14 декабря — умер, похоронен в Хусте на Замковой горе
Жену Надежду Николай Аркас нашел на Закарпатье. Была актрисой. В 1927–1934 годах играла в Руськом театре в Ужгороде, потом в Руськом Театре им. Садовского, в "Новой сцене" в Хусте. После смерти мужа переехала в Чехию, продолжала играть. Умерла в 1955-м
Комментарии