Последние 10 лет жизни Михаил Коцюбинский разрывался между двумя женщинами.
Жена Вера Дейша была старше него на год. Познакомились на одном из литературных вечеров, вместе воспитывали четырех детей. Любовницу, на 16 лет младшую Александру Аплаксину, встретил на работе - в Черниговском статистическом управлении. Писал ей письма - известно 335. Девушка сначала отказывала. Потом начала отвечать и приходить на встречи.
"Это такое огромное, такое яркое, захватывающее счастье, что я буквально пьян от него. Ты меня любишь! Ты моя! Я могу целовать тебя, ласкать, слышать твой голос, видеть твои чудные глаза, любить тебя и отдать тебе свое сердце нераздельно", - из письма писателя.
Жене писал тоже, когда ездил в командировки и на лечение. В первые годы брака называл их: "День 1-й без Веры", "3-й день без Веры", "12-й день без любимой Верунечки!" Летом 1907-го Коцюбинская получила анонимное послание, что у ее мужа есть любовница. Потом ей в руки попало письмо Александры к Михаилу. Пошла к матери и сестре Аплаксиной, просила повлиять на нее. А мужа уговаривала не покидать семью.
"Несмотря на ожидания - никаких упреков, никаких сцен, - вспоминал Коцюбинский. - Наоборот - столько было выказано благородства, участия и доброты, что я был сражен. Оказалось, что Вера Иустиновна очень любит меня, чего я не подозревал. Она умоляла меня не бросать семьи, не губить всех".
Писатель не бросил семью. Его здоровье ухудшалось. Вера тайком выпросила средства на лечение у Общества подмоги украинской литературе, науке и штуке во Львове. За эти деньги Михаил отправился на итальянский остров-курорт Капри. Оттуда тоже писал письма: "Верунечке" – по-украински, а "Шурочке" – по-русски.
На похороны в апреле 1913 года Вера запретила принимать цветы от Александры Аплаксиной. Но у головы покойного положили именно ее венок - сплетенный из цвета яблони.
Комментарии