Ексклюзивы
пятница, 14 сентября 2018 00:35

"Едва ходил. И даже поесть сам не мог"

 

"Иногда моя душа рвется к людям — поговорить хочется, потосковать вместе. Но как набегут горячие дела службы, то обо всех забываю, — пишет в 1914-м старший кондуктор на железной дороге Адриан Кащенко в письме старшему брату Петру. — Только Украина не забывается, а стоит постоянно перед глазами".

Он работает в Екатеринославе — теперь Днепр. Кроме работы на железной дороге, пишет исторические рассказы. Больше всего — о казаках.

"Как неприкаянный, слонялся я каждое лето по запорожским степям, — делает вступление в рассказе "На руїнах Січі". — Ездил на место Запорожской Сечи и пробегал с быстрой волной по днепровским порогам. Размышлял на скалах Сагайдачного и Хортице, плавал по проливам лимана Большого Луга, лазил под кручами Микитиного Рога и Капулевки и склонялся над могилами славных рыцарей".

В 1917 году продает свой дом и снимает ближе к центру города трехэтажное жилое здание. Здесь учреждает издательство.

"Я писатель, и тратить время на техническую работу по изданию книжек мне тяжело и неприятно. Но я вынужден это делать, — пишет Адриан Кащенко в "Книжному бюлетені". — С 1915–1916 годов все наши издатели испугались дороговизны бумаги и почти прекратили издавать литературу. Начал с "Оповідань про славне Військо Запорозьке низове". На их издание денег у меня не было. Я имел лишь около тысячи крб, которые и потратил на клише (формы для иллюстраций. — ГПУ). Однако я решил издать книжку и объявил подписку, чрезвычайно выгодную для людей и не полезную для издателя. Всего частным лицам я продал по объявлению 3 тыс. экземпляров — на сумму 6 тыс. руб. Часть денег мне типография подождала, и таким образом я издал капитальную книжку почти без собственных денег. Следом за первой — выпустил еще две".

Менее чем за год издает 43 книжки тиражом более 400 тыс. экземпляров. Содержит склад с работником и нанимает корректора. Остальную работу выполняет сам. Сотрудничает с четырьмя типографиями.

"Приходилось и ночей не спать из-за забот, но выкручивался счастливо, — делится опытом. — Поскольку уже дело издательства стало твердо, имею целью издавать и произведения других авторов, преимущественно исторические".

"Говорит он неразборчиво и неустойчиво держится на ногах. Страшно было отпускать его одного на улицу, но он все-таки ходил", — пишет в воспоминаниях Петр Кащенко.

Его брат в конце 1917-го переносит инсульт. Едет в Киев. Просит руководство железных дорог, чтобы позволили выйти в отставку и оформили пенсию. Там уговаривают еще поработать. Убеждают, что нуждаются именно в таких патриотичных служащих. Дают короткий отпуск на поправку здоровья.

"Нам нужны теперь великие образцы, славные учителя, что к жизни бы нас звали, на великое дело бы побуждали. И Кащенко о них нам вовремя напоминает, — тогда же пишет в журнале "Книгар" литературовед Петр Ефремов. — Нам нужен романтический запал, даже романтическое ослепление. И он дает его нам. Популярность таких писателей — это хороший симптом существования в нашей жизни большой потребности творить большое дело!"

В Екатеринославе торжественно отмечают 60-летие Кащенко. Но здоровье издателя резко ухудшается.

Историк Василий Беднов в своих воспоминаниях пишет: "Последний раз видел я Кащенко в конце 1918 года. Горько, больно было смотреть на него! Разбитый плохой болезнью, он едва ходил. Пробовал что-то говорить, но разобрать, что именно говорит, не было возможности. Даже сам поесть не мог, нужен был уход. Он был одиноким, без материяльных средств. Школьная украинская молодежь Екатеринослава, особенно ученики недавно основанной учительской семинарии, обратили внимание на популярного писателя и взяли его на свое содержание. Они давали представления и концерты по селам, собирали хлеб и другие продукты и так содержали и себя, и писателя Кащенко".

Жена отказалась ехать в Москву

1858, 19 сентября — родился Адриан Кащенко на хуторе Веселое возле села Московка — теперь Вольнянский район Запорожской области.

1867 — поступает в гимназию в Екатеринославе — теперь Днепр. Через три года оставляет учебу и становится юнкером военного училища. После него служит в армии "ротным учителем".

1876 — увольняется и идет работать контролером на железной дороге. Женится. "В своей семейной жизни Андриан был настоящим мучеником, — напишет впоследствии его брат. — Жена неоднократно бросала его, а потом опять возвращалась. Андриан все это терпел и никогда не сетовал на судьбу".

1883 — отдельной книжкой в Екатеринославе публикует рассказ "Жар-птиця, або З паном не братайся, в прийми не бери і жінці правди не кажи". Подписывает псевдонимом "А. Торішній". Это первое украинское издание на Приднепровье.

1904 — переводят работать в Москву, Пермь, а затем Петербург. Жена отказывается ехать с ним, с сыном и дочкой остается в Екатеринославе. Больше о них ничего не известно.

"Переехав в Петербург, чувствую себя очень счастливым, — пишет в письме к издателю Григорию Маркевичу в Полтаву. — Пять лет я не видел украинский кон, не слышал родное слово, а здесь сразу и "Громада", и украинские представления, лекции и концерты".

1911 — работает на Кавказе старшим кондуктором. В это время пишет больше всего произведений: "Славні побратими", "Над Кодацьким порогом", "Борці за правду", "Під Корсунем", "У запалі боротьби", "З Дніпра за Дунай" и "Зруйноване гніздо".

1917 — учреждает "Украинское издательство Адриана Кащенко в Екатеринославе". Переносит инсульт. Просится на пенсию, но ему отказывают.

1921, 29 марта — Адриан Кащенко умер. Похоронили его в Екатеринославе на Севастопольском кладбище для погибших в Крымской войне 1853–1856 годов. Кладбище в 1950-х ликвидировали, сделали там парк. Могила писателя не сохранилась.

Потерял деньги, которые собрал на дом в Киеве

В конце 1911 года Адриана Кащенко назначили старшим контролером на железной дороге Туапсе — Майкоп — Армавир на Кавказе. Там получил 7 тыс. руб. на год и чин действительного статского советника, который предоставлял наследственное дворянство. Рабочие тогда зарабатывали по 400–500 рублей.

Большинство заработанного тратил на украинские книжки, лишь часть откладывал в банк. Литературу раздавал местным жителям, среди которых было много украинцев. Пополнял библиотеку Варваринского низшего училища плодоводства и виноградарства в Туапсе. Организовывал украинские вечера и выступал с докладами об украинских писателях.

"Оттуда он мне писал, что со здоровьем у него плохо и он мечтал оставшиеся свои дни провести в Киеве, — пишет в очерке "Працелюб" брат Петр Кащенко. — Просил меня подыскать ему домик в таком месте, чтобы оттуда был видно Днепр. Такую усадьбу продавали на Лукьяновской горе, над Кирилливской улицей".

Средства на приобретение дома Адриан Кащенко хранил в банке. Однако учреждение обанкротилось. Он потерял сбережения и не смог осуществить мечту. Вернулся жить в Екатеринослав.

Сейчас вы читаете новость «"Едва ходил. И даже поесть сам не мог"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть