— В 1944-м погибла почти половина отселенных крымских татар, преимущественно женщины и дети, — говорит историк из Симферополя Гульнара Абдулаева, 37 лет.
— В Средней Азии — сухой климат с высокой температурой, — продолжает Гульнара Абдулаева. — Люди умирали от жары. На Урале, напротив, погибали от морозов. На следующий день после выселения шли на работу. На Урале валили лес, в Средней Азии работали по совхозам. К этому добавлялся голод. Многие болели дизентерией, малярией. Действовал негласный приказ: крымским татарам, попавшим в больницы, делать инъекции, от которых они умирали. Значительно сократилась рождаемость. Женились лишь внутри нации. Браков с узбеками или россиянами практически не было. Понимали — иначе растворятся.
Депортацию почти 240 тыс. крымских татар с полуострова начали утром 18 мая 1944 года. Ее проводили 32 тыс. советских солдат. На сборы давали полчаса. Вели к железнодорожным станциям. Кто не хотел или не мог идти — расстреливали. Товарными поездами везли в Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, на Урал и в Костромскую область. В дороге кормили редко. Давали соленую еду, после которой хотелось пить.
Официальной причиной выселения называли сотрудничество некоторых крымских татар с нацистской Германией во время Второй мировой войны. Статус "предатель родины" с людей начали снимать только после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. В 1970-х люди стали возвращаться домой. В 2014-м на полуострове проживало около 400 тыс. крымских татар. После аннексии Крыма Россией весной 2014-го почти 50 тыс. выехали.
18 мая в Украине отмечают День борьбы за права крымскотатарского народа. А с этого года — День памяти жертв геноцида крымскотатарского народа.
Как повлияла депортация на характер крымских татар?
— Понимали, что с нами поступили несправедливо. Многие мужчины прошли войну, вернулись с победой — а им дали 24 часа на сборы. Маленький народ ничего не мог сделать против большой машины. Поэтому крымские татары стали жестче, решительнее. Закалились. Но народ не обозлился. Напротив, постоянно пытался разгадать, отчего это произошло. Мы сплотились, начали больше тянуться к национальному, своей истории.
Страх до сих пор остался. После аннексии Крыма в 2014 году ходили слухи, что нас опять депортируют. Многие старшие люди сразу умирали. Младшие думали: живем в ХХІ веке, такого не может быть. Но Россия настолько непредсказуемая страна, что таки закрадывалось — опять могут постучать в двери.
Расскажите о культурных потерях народа.
— Дома остались музыкальные инструменты, литература, научные достижения. Если культура в изгнании еще немного развивалась, то наука остановилась. Сохранился свадебный танец хайтарма, известный еще со времен Крымского ханства. Национальный костюм стал современнее. До депортации женщина носила много украшений — оберегов. В изгнании исчез вечер хны — перед свадьбой невесте красили пальцы. Только сейчас эту традицию возобновляют. Вышивку гладью золотыми нитками тоже возрождаем. Маленьким вышивали шапочки, девушкам — рукава, сумочки для Корана. Всюду должен быть свой узор.
В Крыму три основных субэтнических группы: ногаи, таты и южнобережные татары. У каждой — свой диалект. До депортации они четко отличались. Южнобережный крымский татарин никогда бы не отдал дочь замуж за ногая. В депортации на это уже не обращали внимания — лишь бы крымский татарин. Диалекты начали смешиваться. Язык остановился на уровне 1944 года. Не развивался, важно было его сохранить.
Сколько крымских татар не вернулось?
— Официально — 100 тысяч человек. Большинство — из-за нехватки финансов. Многие остались на Среднем Кавказе, ближе к Крыму. Меньшинство осело, не захотело ничего менять. Начали работать над этим. До аннексии ежегодно перевозили в Крым по 20–30 семей. Покупали дома, помогали со средствами.
Как депортация отразилась на отношении к родной земле?
— Рожденные в Узбекистане с материнским молоком усваивали: Крым — их родина. Там особенно проявилась тоска по дому. Все знали, что рано или поздно вернутся. Нам говорили, на полуострове живут другие люди, его нельзя перенаселять. Крымчане не слушали — нелегально покупали дома. Говорили, какая-то сила тянет, земля. Так и сегодня: мы знаем, что Крым вернется в Украину, а мы вернемся в Крым. Это для Украины тоже хороший урок. У нас и украинцев очень похожие традиции. Когда крымский татарин встречает земляка, первый вопрос: "Из которого ты города?" Такое же заметила у украинцев.
История повторяется. Но скорее 1783 года, когда Россия аннексировала Крымское ханство. Тогда татар не депортировали, а выдавливали. Больше миллиона переехали в Турцию. В 1944-м — погрузили в вагоны и вывезли. Сейчас опять выдавливают. Методы разные, но во всех случаях это та же депортация.
Мустафа Джемилев вспоминает: когда услышали, что Сталин умер, — все радовались. Теперь так же ждут кончины не столько Путина, как России. В 2017 году должна наступить развязка. Надеемся на украинскую власть. Склоняемся к дипломатическому развитию событий. Многие разочаровываются. Все имеют спутниковое телевидение, смотрят украинские каналы. Ждут новостей, изменений — а ничего не происходит.
18 мертвых крымских татар ежедневно вывозили на кладбище во время депортации в Узбекистане. Об этом вспоминает Ридван Бекиров, 82 года. Люди жили в землянках, в которых раньше держали японских пленных. Вместо кроватей — земляные насыпи, крыша сделана из камыша и деревьев. Из-за грязной воды люди заболели дизентерией. Семью Ридвана от эпидемии спасла кофемолка, которую его матери подарили на свадьбу. Отец жарил горох до черного цвета, молол. Ежедневно выпивали по две-три чашки как кофе.
Комментарии