Ексклюзивы
пятница, 24 февраля 2012 08:51

"Каждый второй украинец — гений, но все ленивые"

Прошло 120 лет со дня рождения патриарха Иосифа Слепого. Вы его знали лично. Говорят, блаженнейший был очень суровым человеком.

- Был суров, да. В духовной семинарии, а потом в академии во Львове, где он был ректором в 20-30-х, студенты его очень боялись. А блаженнейший Иосиф был одним из очень-очень немногих в те времена в Западной Украине греко-католических священников, который имел бороду. Специально - он этим хотел подчеркнуть свою принадлежность к восточной церковной традиции. И студенты говорили: "Больше, чем огня и воды, бойся бороды!" - улыбается.

Да, все вам скажут, что он был строгий. А я скажу, что в действительности он был очень мягким. Один момент приведу. В 1970 году я сопровождал блаженнейшого Иосифа в его душпастырськой поездке во Францию. В Люрде (город, центр паломничества: здесь в 1858 году местной 14-летней девочке явилась Дева Мария. - "ГПУ") он произнес такую проповедь - "Мама", - что плакали не только женщины, но и некоторые мужчины. И с таким чувством ее говорил! Между прочим, он был очень привязан к своей маме. Тогда показал себя совсем другим человеком.

Да и строгость - это была маска. Почему он ее одевал на себя? Потому что был убежден, и не без основания, что каждый второй украинец - гений, но все ленивые. Сам не раз это говорил. Поэтому надевал ту маску, чтобы людей приобщать к работе, чтобы тех ленивых будить. И не только ленивых студентов в семинарии, но и профессоров. Вот он призывал их к себе и говорил: "Господа профессора, если через год не будем иметь на столе вашего богословского труда, то пойдете домой - не будете дальше профессорами". И они послушали. Он был суров, но имел эффект от этого. Вместе с тем любил пошутить, любил хорошее общество. То не была его природа - та строгость. Но если нужно было что-то делать, он был очень требовательный. Именно требовательный, а не строгий.

Иосиф Слепой выдвинул идею предоставления патриаршего статуса Украинской греко-католической церкви.

- Эта идея в действительности зародилась еще в конце XVI века. В 1596 году епископат Украинской церкви нашел общий язык с Римом, с Апостольским престолом, - подписал так называемую Берестейскую унию. Очень неправильное название - правильнее говорить бы "понимание". Потому что "уния" - чужое для нас слово, латинско-польского происхождения. (Нас с тех пор часто называют "униатами", и употребляют это очень пренебрежительно: "Те униаты", - как будто какие-то преступники или изменники.) Так вот: в то время украинская церковная иерархия - восемь из 10 епископов, вместе с митрополитом Киевским, - подписала это понимание. И большая часть народа пошла за ними. Но не все. Также почтенная часть народа, главное шляхта, по разным причинам были против. И Украинская церковь поделилась - на тех, кого мы сегодня называем греко-католиками, и тех, которых называем православными.

Тогда те два владыки, которые не подписали акт понимания, - епископы Львовский и Перемышльский, - остались без митрополита и собственной церковной структуры. И так длилось вплоть до 1620 года, когда возобновили иерархию Православной церкви. В те времена были два славных митрополита Киевских - православный Петр Могила и греко-католический Велямин Рутский. Те мудрые люди сказали себе: "Надо, чтобы Русь с Русью говорила". Начали искать развязку. И признали: лучше всего было бы, если бы мы объединились в патриархате. Потому что это типичная для Восточной церкви структура. Люди, которые имеют такое же богословие, такую же каноническую структуру, духовность, должны объединиться. Следовательно, оба владыки сказали себе: работаем над этим. Но, к сожалению, тогда ничего не вышло.

А потом?

- Была еще попытка в конце ХIХ века: в 1890-х годах Папа Лев ХIII также думал о патриархате для нашей греко-католической церкви. Но не смог это довести до конца. В 1937 году во Львове состоялся богословский конгресс. И там, между прочим, также выдвинули проблему патриархата. В этом конгрессе Иосиф Слепой принимал очень активное участие. И позже сам митрополит Андрей Шептицкий в некоторых своих писаниях 1940-х тоже говорит о патриархате как наивысшей канонической форме жизни церкви восточного обряда. Поэтому эта идея не является чем-то, что выдумал Иосиф Слепой. Он только очень хорошо осознавал ее важность. Те 18 лет, когда блаженнейший страдал в Сибири, в тюрьмах, - очень тяжелый для него был период. Но чего он тогда имел достаточно, так это времени: имел время думать. Обдумывал многое из церковных дел. И утвердился в убеждении, что наша церковь, чтобы уцелеть, должна иметь патриарший уклад. Поэтому, когда после освобождения из лагерей в 1963-ем Слепой выступал на второй сессии Ватиканского собора, он выдвинул идею о патриархате для нашей церкви. Это не было что-то новое: Собор в своем заключительном документе о Восточных церквях гласит, что надо возобновлять, а главное создавать патриархаты для восточных католических церквей.

Но при жизни Иосифа Слепого УГКЦ не предоставили патриарший статус. Почему?

- По политическим причинам. Сейчас это зависит от Папы. Потому что если нет Вселенского собора, только он может принять такое решение. Но многие боятся нашего патриархата, потому что считают, что патриаршая церковь могла бы отступить от единства с Римом. А второе - не позволяет этого очень сильное давление политическое, главное из Москвы. Потому что если бы мы получили патриархат, то сразу стали бы очень сильной церковью. А этого они боятся.

Во времена Иосифа Слепого Ватикан думал о предоставлении патриархата - но только для нашей церкви за пределами Украины. Блаженнейший Иосиф отказался. Говорит: что же это за патриархат? Мы будем делить церковь в Украине и на поселениях (в эмиграции. - "ГПУ")? На то и должен быть патриархат, чтобы всех объединить. И тогда Рим отказался.

Но Иосифа Слепого титуловали патриархом.

- Ватикан никогда не признавал его патриархом. Нет никакого декрета, никакой инструкции. Блаженнейший сам этот титул принял. На основании, так скажу, народного волеизъявления. Потому что люди начали в Святой литургии титуловать и молиться за него как за патриарха. И в своем "Завещании" Иосиф Слепой пишет: "Молитесь за патриарха. Потому что хотя мы его еще не имеем, но он будет. Молитесь за него". Когда я стал Верховным архиепископом, ко мне обратились: "можно ли вас именовать как патриарха"? Я говорю: "Как хотите". Но я ни в одном документе никогда не упоминал себя как патриарха. Однако говорю: "Если вы хотите, я не против". Пусть мысль о патриархате не умирает.

Мы имеем свою старинную восточную христианскую традицию, которую должны хранить. Мы - православные так же, как Киевский патриархат или другие. Основная разница в том, что мы соединены с Римским апостольским престолом, а они нет. Есть некоторые отличия богословские. Но вера та же.

18

лет провел в советских концлагерях блаженнейший Иосиф Слепой. Владыку арестовали 11 апреля 1945-го вместе с другими греко-католическими епископами. Требовали отделиться от Рима. Отказался. Приговор - восемь лет каторжных работ. Срок еще трижды продлевали. Отбывал наказание в Сибири и Мордовии. Папа Римский Иоанн XXIII ходатайствовал об освобождении Иосифа Слепого. Советский лидер Никита Хрущев дал согласие на это в начале 1963-го. 9 февраля того года Иосиф Слепой прибыл в Рим.

 

 

Сейчас вы читаете новость «"Каждый второй украинец — гений, но все ленивые"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

27

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть