Летом 1889-го Северин Малевич повез 11-летнего сына Казимира в Киев на ярмарку сахароваров. В витрине одного магазина мальчик увидел картину: девушка сидела на скамье и чистила картошку. Полотно произвело на него такое впечатление, что вернувшись домой, он решил стать художником. Казимир сбегал с уроков и наблюдал, как сельские молодые женщины белят известью дома, а потом выводят на них затейливые узоры. Как-то и сам нарисовал на углу свежевыбеленного дома яркого петушка.
— Взводы девушек в цветных одеждах, работающих на свекольных плантациях, — вспоминал Казимир, — навсегда остались для меня воплощенной идиллией, земным парадизом.
От крестьян он на всю жизнь перенял привычку натирать корку хлеба чесноком, есть сало руками и бегать босиком.
В 1893-м Людвига Малевич поехала с сыном в Киев и купила ему краски, кисти, бумагу и полотно. Для матери, воспитывавшей 14 детей, такая покупка была дорогим удовольствием. Мальчик написал первую картину, потом даже продал ее, а вскоре взялся за следующую. Через три года семья переехала в Курск, и 17-летний Казимир пошел работать чертежником в управление железной дороги. А еще через три года он женился на 16-летней дочери местного врача Казимире Зглейц. Вскоре жена родила ему сына Анатолия и дочь Галину.
Все это время Малевич не оставлял мечты о живописи. Несколько лет вступал к Московскому училищу живописи, лепки и строительства, но проваливал экзамены. В 1907-м он все-таки стал студентом — художественной школы Ивана Рерберга в Москве. Там он пишет импрессионистские пейзажи и картины в стиле модерн. Часто недоедает. Вскоре к Казимиру переехали мать и жена с детьми. Но на новом месте отношения у супругов не клеились. Нужно было кормить детей, а муж почти ничего не зарабатывал. Казимира устроилась работать фельдшерицей и ушла от Малевича. Вскоре после развода умер от тифа 15-летний Анатолий. Дочь Галина с отцом не общалась.
Деньги на жизнь преимущественно зарабатывала жена
Казимир знакомится с 20-летней детской писательницей Софией Рафалович, впоследствии она становится его второй женой. София ограждала мужа от бытовых проблем. Деньги на жизнь преимущественно зарабатывала тоже она. Художник вступает в новое художественное объединение "Бубновый валет". Его увлекают новомодные европейские течения — кубизм и футуризм. В конечном итоге, в его творчестве они объединяются в новый стиль — кубофутуризм. Он рисует яркими красками схематичные и деформированные фигуры крестьян и крестьянок, пытается достичь крайней абстракции.
После Октябрьского переворота Малевич работает в Народном комиссариате просвещения, преподает молодым художникам. В 1919-м едет в Витебск. Там в Народном художественном училище, которое возглавлял Марк Шагал, собирает несколько десятков парней и девчак и создает группу "Уновис" — "Учредители нового искусства". А дочку, которая родилась в 1921 году, называет в честь своей школы Уной.
Вернувшись в Москву, Казимир возглавил Государственный институт художественной культуры. Но большевики относились с подозрением к авангардисту, и в 1926-м институт, который один из критиков назвал "монастырем на госснабжении", разогнали. Художник получает разрешение на заграничную командировку. Он демонстрирует свои работы в Польше, Германии, США. Но по возвращении в Россию художника арестовывают по подозрению в шпионаже. Спас его один товарищ, и через несколько недель Малевича выпустили.
Между тем от чахотки умерла София. После смерти жены Казимир поехал в Ленинград. Не осмелился брать с собой 5-летнюю дочку и оставил ее на воспитание у тети в поселке Немчиновка под Москвой.
Вскоре художник снова влюбился. В 1927-м вступил в брак с 25-летней редактором Наталией Манченко.
В 1929 году Третьяковска галерея организовала выставку работ Малевича, а в 1930-м художника снова арестовали. В этот раз он отсидел год. А еще через три его искусство официально провозгласили "чуждым советскому народа".
В последние годы Малевич возглавлял в Ленинграде лабораторию по изучению современного искусства. Ее хотели закрыть. Он постоянно писал просьбы оставить за ним место и зарплату, иначе его семья умрет с голода. В 1933 году у Казимира обнаружили рак простаты. Врачи решили не делать операции, ограничились облучением. В мае 1935-го художник умер.
По завещанию, урну с прахом Казимира Малевича перевезли в Немчиновку под Москвой и похоронили под огромным дубом в чистом поле. В войну дерево спилили, чтобы оно не стало ориентиром для немецких войск. Могила художника потерялась.
1878, 23 февраля — Казимир Малевич родился в Киеве в польской семье управляющего на сахарном заводе Северина Малевича
1889 — семья переезжает в село Пархомивка, в настоящее время Володарского района на Киевщине
1895–1896 — занимается в Киевской художественной школе Николая Мурашко
1899 — женится на Казимире Зглейц
1901, 1905 — рождаются дети Анатолий и Галина
1905–1910 — учится в школе-студии Ивана Рерберга
1910 — женится на Софии Рафалович
1913 — создает декорации к первой футуристической опере "Победа над Солнцем"
1921 — появляется на свет дочка Уна
1927 — вступает в брак с Наталией Манченко
1935, 15 мая — умирает в Ленинграде
Уна сменила фамилию и выехала сначала на Кавказ, а потом в город Небит-Даг в Средней Азии. Наталия Манченко после войны работала литературным редактором в Ленинграде. Картины мужа она передала на временное хранение в Русский музею, где их спрятали в запасники
Комментарии