Он был младшим в семье. В детстве панически боялся пожаров, коров и коней, остро переживал страшные сказки. Был, как говорят, "маменькиным сынком". Когда сестра Мотря что-то вышивала — перерисовывал узоры. Отец, грамотей-самоучка, хотел, чтобы Иван стал художником.
Когда подрос, Иван Кожедуб и сам мечтал об Академии искусств — той, где учился Шевченко. Нанимался также в военный оркестр — музыканты носили красивую униформу. Уже когда учился в техникуме в Шостке, в СССР объявили массовый призыв молодежи в авиацию. Повсюду возникали аэроклубы. Один из таких и закончил Иван. До конца учебы боялся признаться в этом отцу — мать на то время умерла.
Еще в школе учителя считали, что мог бы быть хорошим педагогом. На это обратили внимание и в Чугуевской авиашколе, после учебы в которой Ивана оставили инструктором. Молодой лейтенант Кожедуб тогда получил среди курсантов прозвище Батько.
Между тем началась война с Гитлером, училище эвакуировали в Чимкент. Кожедуб учил воевать других — сам не видя вражеских самолетов. Пособий тоже не было. Самолеты Люфтваффе он изучал по случайным вырезкам из газет. Впервые увидел настоящий трофейный "мессершмидт" аж в 1943 году, в авиашколе в Иванове. Тот самолет стоял на плацу. Идя в столовую, Кожедуб каждый раз измерял "на глаз" расстояние 100 м и мысленно нажимал на гашетку. Стрелять он действительно научился хорошо — с 200–300 м поражал противника короткой пулеметной очередью.
Первый его бой с "мессером" был неудачным, от гибели спасла лишь "бронеспинка" в кабине. Только во время своего 40-го боевого вылета, на Курской дуге, 6 июля 1943 года он сбил первого немца. На следующий день — еще одного. Через два дня — двоих.
Менее чем за год 24-летний капитан Кожедуб получил первую Звезду Героя. Но он и дальше остался тем самым сентиментально-робким парнем. Как с живым, здоровался со своим истребителем Ла-5. Бывало, втихаря целовал его. Также, будучи Героем, постеснялся подойти к другому летчику-герою — Покрышкину, потому что считал его "выше" себя.
В фильме Быкова "В бой идут одни старики" юный летчик Кузнечик и его командир Маэстро — как два полюса, воплощения зеленой молодости и драматичной зрелости. На войне время спрессовано, поэтому в действительности это часто совмещалось в одном человеке. То есть Кожедуб мог быть прообразом и Кузнечика, и Маэстро.
176-й авиаполк, где с 1944 года служил Кожедуб, также считали "певческим". Для летчиков-истребителей это не было чем-то особенным — ведь нужна была разрядка после чрезвычайных психофизических нагрузок во время боя. Поэтому и в упомянутом полку традиционными были концерты. Особенно ценили безголосых певцов, потому что так смешнее. Кожедуб стеснялся петь — зато хорошо танцевал гопак. Кто этого не умел — придумали танец "три медведя, два слона". Была у них и настоящая молодая ручная медведица Зорька. Она танцевала с Кожедубом, ходила с летчиками в столовую — шла впереди и открывала двери. Иван Никитович в своих воспоминаниях намного интереснее описывал эту Зорьку и свое детство, чем воздушные подвиги.
В Корее наши летчики носили китайскую униформу и пользовались псевдонимами. Шутили, что Иван Никитович звался Ко-Же-Дуб
Он никогда не записывал себе самолеты, сбитые в групповых боях, — считал, что их лучше отдать молодому летчику. Следовательно, не соблазнялся "приписками", что случалось на войне. Например, в Москву сообщили, что в боях за Будапешт уничтожено 90 немецких самолетов. А затем взяли в плен немецкого генерала, который там командовал авиацией, — и оказалось, что у немцев в этом районе в целом было не 90, а вдвое меньше машин.
В боях несколько раз был подбит. Как-то над Днепром его пылающий самолет падал — но пламя удалось сбить воздушным потоком. По другой версии — огонь затушила вода, потому что летел на бреющем полете над рекой. Однако Кожедуба не сбили ни разу. Хотя, по неподтвержденным данным, это таки произошло — во время войны в Корее. Там ему, Трижды Герою, Сталин запретил летать — только командовать дивизией. Но 31-летний комдив не удержался, и американцы таки сбили его — правда, над китайской территорией. По американским сведениям, Кожедуб сбил в Корее 17 их самолетов. Следовательно, его боевой счет больше официального. В Корее наши летчики носили китайскую униформу и пользовались псевдонимами. Шутили, что Иван Никитович звался Ко-Же-Дуб. В действительности его псевдо было Крылов.
Как-то услышал по радио, что за штурвалом самолета умер от инфаркта Эрих Гартманн, бывший известнейший немецкий ас, с которым ему так и не удалось сойтись в бою.
— Красивая смерть — в полете! — сказал Кожедуб.
В действительности это сообщение было ложным — Гартманн пережил Кожедуба на месяц. Иван Никитович умер от инфаркта, который часто случается у бывших летчиков-истребителей.
При помощи сложных компьютерных подсчетов недавно выстроили рейтинг асов Второй мировой. Определили семерку наилучших. В ней Кожедуб набрал 1760 баллов, а немец Гартманн — 1560. Хотя первый сбил, официально, 62 самолета, а второй — 352. Однако здесь учитывается не только количество, но и другие обстоятельства.
Гартманн достиг своего результата в 825 боях, а Кожедуб — в 120. Кроме того, ни разу не был сбит, а Гартманн — несколько раз. Берется во внимание и предыдущий полетный стаж: у немцев было 450 часов летной подготовки, у наших — часто в десять раз меньше. Гартманн сбил первый самолет на 100-ом вылете, Кожедуб — на 40-ом. Следовательно, в той семерке Кожедуб — на первом месте, Николай Гуляев — на втором, Гартманн — на третьем, американец Ричард Бонг — на четвертом, немцы Марсель и Барнгорн — на пятом и шестом, Покрышкин — на седьмом.
Асы Люфтваффе, особенно в первый период войны, благодаря техническому преимуществу сбили много советских самолетов. Более 100 пилотов Люфтваффе имели на счете более сотни жертв. Скажем, Курт Ланг сбил 180 самолетов. В конце войны он летал на реактивном Ме-262 (скорость 875 км/ч). Покрышкин на своем Ла-7 (скорость 680 км/ч) сумел сбить Ланга.
1920, 8 июня — Иван Кожедуб родился в селе Ображеевка на Глуховщине (теперь Шосткинский район Сумской области). Мать была из более богатой семьи, отец из бедной, поэтому венчались тайно. Иван — младший из детей. У него были еще сестра Мотря, братья Сашка, Григорий и Яков. Последние два погибли во время войны
1934 — закончил школу, поступил в химико-технологический техникум в Шостке, одновременно учился в местном аэроклубе. В 1941 году закончил Чугуевскую авиашколу и служил там инструктором. В начале войны заведение эвакуировали в Чимкент
1943, март — попал на Воронежский фронт, летал на истребителе Ла-5. Первый немецкий "юнкерс" сбил 6 июля того же года на Курской дуге. В феврале следующего года стал Героем Советского Союза (20 сбитых самолетов). В августе 1944-го — вторая Звезда Героя (48 побед). В августе 1945 года стал Трижды Героем (официально — 62 победы). Имел семь орденов Боевого Красного Знамени, два ордена Ленина и орден Александра Невского
1948 — пересел на реактивный истребитель МИГ-15, в следующем году закончил Военно-воздушную академию
1951–1952 — на войне в Корее командовал 324-й истребительной авиадивизией, которая сбила 217 американских самолетов (в частности 12 "летучих крепостей"), потеряла 27 самолетов и 10 пилотов
1956 — закончил Академию Генштаба, служил заместителем командующего Московского военного округа, в центральном аппарате военно-воздушных сил, Генеральной инспекции Минобороны, был народным депутатом СССР. Звание Маршала авиации получил в 1985 году
1991, 8 августа — умер от инфаркта в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище
Комментарии
9