Хведир Вовк при жизни обмерял тысячи человеческих голов, рук и ног. Объездил Украину от Лемкивщини до Кубани, изучая рост, цвет глаз, кожи и волос местного населения. Бывало, селяне принмали его то за вора, то за шарлатана и, даже, за развозчика холеры. Вовк стал основателем украинской антропологии — науке, изучающей происхождение людей, их телосложение и распространение человеческих рас на земном шаре.
Он был казацкого рода. Родился 17 марта 1847 года в селе Крячкивка Пирятинского уезда на Полтавщине. Отец — отставной офицер, служил экономом в барских имениях. Мать Анна Федоровна Аристова происходила из белорусской шляхты. Во время военной службы отцу сменили фамилию на российский манер — Киндрат Вовк стал "Кондратием Волковым". Однако сын сам себя называл "Хведир Вовк".
В 1861-ом, когда тело Тараса Шевченко везли через Нежин, местный гимназист Хведир Вовк на панихиде возле гроба поклялся служить своему народу. В 1866 году он переводится из Одесского в Киевский университет. Туда его "потянули" слухи, что в Киеве создана украинская "Громада". Шустрого студента-естественника заметил историк Владимир Антонович и привлек к сбору фольклора, этнографических и статистических данных об украинском народе. Хведир Вовк организует нескольким " громадо вца м" побег из тюрьмы. До бессознательного состояния напоил жандармов в кабаке неподалеку тюрьмы, проникает с товарищами в камеру, одевают арестованных в жандармские мундиры и выводят из тюрьмы. В 1872-ом, в год окончания естественного факультета Киевского университета, Вовк женится на племяннице своего учителя Христине Васневской.
Печатать на украинском языке в Российской империи было запрещено. В 1876-ом Хведир Вовк участвует в нелегальной доставке из Румынии подпольной типографии. Операция провалилась. Современник вспоминает, что Вовка схватили в Одессе, но "он притворился, что его совсем чистого, ни в чем не повинного человека задерживают. И так красноречиво и убедительно говорил, что был отпущен". Полиция потом пришла арестовывать его домой, но он убежал за несколько часов перед тем. Схватили жену и с 5-летним сыном Владимиром и грудным Юрием заслали на четыре года в Вятку, потом в Астрахань. Супруги расстались навсегда.
Получает от французского правительства орден Почетного легиона
Вовк эмигрирует. Сначала в Румынию, потом в Женеву в Швейцарии, где тогда находился Михаил Драгоманов. В конечном итоге оказывается в Париже. Красит фиакры, дает уроки, пишет в газеты. Борьба с нищетой и тоска по семье едва не доводят его до самоубийства. "Утомляет в Париже все: и крик, и шум на улицах, и постоянное движение бегущего по ним люда, спешащего получить кто хоть ломоть хлеба, кто — денег, а кто — еще больше денег, — жалуется Вовк. — Утомляет и то, что чуть ли не на ка ждом шагу нужно остерегаться, чтобы тебя не переехало каким-нибудь бешеным автомобилем или еще более бешеной телегой, спешащей с молоком или мясом. А больше всего утомляет в Париже труд, тяжелый, непомерно тяжелый труд, труд наперегонки. Такой труд, о котором мы, славяне, до сих пор понятия не имеем. Здесь нужно работать быстро, потому что ждать тебя никто не станет. Нужно работать много, потому что найдется такой, кто работает больше. Нужно работать хорошо, потому что здесь как попало никто не работает, и тот, кто работает лучше, тот и займет твое место. И так во всем — будь ты простой рабочий, ремесленник, купец, ученый или управляющий".
Спасает его наука: 40-летним Хведир Вовк садится на студенческую скамью и изучает в Сорбонне антропологию. Через два десятилетия в этой отрасли он становится ученым с мировым именем. Впоследствии за достижения в области антропологии получает от французского правительства орден Почетного легиона.
В Париже он готовит издание полного "Кобзаря" по рукописям Тараса Шевченко, выкупленным у братьев поэта. Деньги по инициативе Вовка собирали у зажиточных украинцев. Постоянно печатает материалы об украинской культуре. "Пишу же я, чтобы как можно чаще напоминать людям, что есть на свете Украина", — объясняет.
В него, 46-летнего, влюбляется вдвое младшая немка Александра Реммельмаер. Они сходятся, но Вовк не собирается создавать с ней семью. "Нашелся человек, который хочет жить с тобой, — пишет ему первая жена Христина, — так живите на здоровье". В 1906-ом она умирает от чахотки.
Вторая жена рожает ему сына Юрия и дочку Галину. Только что через 30 лет, после 1905-го, Вовку позволяют вернуться в Россию. Места ни в Киевском, ни в Харьковском университетах ему не нашлось, и он с семьей едет в Петербург. Преподает в университете антропологию и палеонтологию.
Во время этнографических экспедиций 1906–1910 годов Хведир Вовк собрал более полутысячи предметов, большую коллекцию украинской самодельной одежды. В настоящее время все хранится в фондах Музея этнографии в Санкт-Петербурге.
Летом 1918 года, следуя призыву Украинской Народной Республики развивать отечественную науку, он едет в Киев. 29 июня на станции Жлобин в Беларуси внезапно умирает при загадочных обстоятельствах. Похоронили его на православном кладбище на берегу Днепра. Следов могилы не осталось.
Гуцулы и кубанцы самые высокие среди украинцев
При определении антропологического типа человека главный указатель определяют по соотношению ширины и длины черепа, умноженному на 100. Он может быть от 58 до 98. Брахикефалия — более 80 см, доли хокефали я — намного ниже. "Украинцы являются достаточно однообразным племенем, — писал Хведир Вовк, — темноволосые, темноглазые, выше среднего или высокого роста, брахи цефальны е, высокоголовые, узколицые, с ровным и достаточно узким носом, со сравнительно короткими верхними и более длинными нижними конечностями". Хоть, добавлял, нередко среди украинцев встречаются темноволосые и со светлыми глазами и кожей. Вовк определил, что гуцулы выше, чем их соседи бойки и верховинцы. А восточные украинцы намного выше галичан, но ниже гуцулов. С последними в росте могут сравняться только кубанские казаки. Вовк подчеркивал, что обмеры проводил на отборном военном люде, потомках запорожцев.
О первой брачной ночи Вовк написал в Париже
В Париже Хведир Вовк выдал сборник "Український фольклор. Сороміцькі звичаї, казки, пісні, приказки, загадки і лайки". Впервые описал и исследовал обряд первой брачной ночи у украинцев. "Наконец оставляют молодых наедине, советуя им, чтобы не принуждали гостей очень долго их ожидать. Этот совет дают молодым потому, что согласно с народному мнению, главная цель пребывания молодых в амбаре — это немедленная дефлорация молодой и сообщение об этом факте всем собравшимся на свадьбе. Иногда это все немного затягивается, если молодой не обнаружит достаточно энергии для достижения главной цели обряда. Тогда старший боярин выводит его из амбара, ходит с ним по двору, отворяя все закрытые двери, отодвигая все засовы, развязывая все узелки. Если и это не помогает, то молодого сменяет старший боярин или дефлорацию проводят искусственным способом". Он также подал стыдные песни, игры, танцы, происходившие на свадьбе.
Комментарии