68-летний Дмитрий Кувита из Макеевки Смелянского района Черкасской области — единственный на несколько окружающих сел, кто умеет делать деревянные колеса для телеги. За 10 дней может сделать четыре колеса и воз.
Живет Кувита на ул. Набережной, почти в центре Макеевки. Во дворе стоит старая деревянная телега, рядом — новая из железа, выкрашенная в зеленый цвет. Хозяин ведет к куче тыкв. За ней лежат старые деревянные колеса, которые сделал сам.
— Сейчас к телегам цепляют колеса на шинах, — рассказывает. — Так ехать комфортнее, не трясет. И выхаживают они дольше. Но для коня легче тянуть телегу на деревянных колесах. Они легче в ходу, грязь к ним не пристает. А на резину как будет цепляться, так конь от этого быстро устает.
Говорит, что деревянное колесо делал за день.
— Меня научил один покойный мастер из села, — вспоминает. — Я работал в колхозной кузнице. А в конце 1970-х начал сам делать колеса. За месяц зарабатывал за них где-то до сотни рублей. Тогда это были такие деньги! По-видимому, как теперешняя тысяча. А когда и телеги делал, то платили до двухсот, — поднимает и ставит на телегу старое колесо. — Этому уже 15 лет. Деревянное колесо выдерживало минимум пять лет.
Прошу, чтобы рассказал, как делать колесо.
Для коня легче тянуть телегу на деревянных колесах
— Самый перед — нужно выточить на станке деревянную ступицу с отверстием для чугунной втулки. В советские времена втулку дома не делали, а отливали из чугуна на заводах. Продавали в магазинах. Стоила рубль тридцать — рубль пятьдесят. Это та часть колеса, которая надевается на телегу. К ступице в пробуравленных дырах крепил 10 спиц. Их вставлял в пазы. Спицы соединял с пятью полукруглыми деревянными ободками — я их вырезал такими, уже закругленными. Соединял пятью "П-образными" шайбами. А можно было гнуть дерево. И спицы, и ободки делал из ясеня. На готовое деревянное колесо набивал железный обруч. Мы сваривали его из железной полоски в колхозной кузнице. Ширина спиц, деревянного и железного ободов — пять сантиметров. Сколько выхаживал этот обруч, столько и ездило колесо. Все зависит, какой дорогой ездишь: по асфальту и каменной быстрее сносится. Если обруч слетал, колесо распадалось.
Вес колеса достигал 25 кг
— Передние колеса, — продолжает объяснять Кувита, — нужно делать на несколько сантиметров меньшими — так воз лучше будет катиться. И для работы колес годится лишь сухое дерево. Если сделать из свежего, то колесо распадется через несколько дней. Телегу делали из береста, ясеня. Кроме грабка, потому что он трескается при работе и тяжелый для коня. Длина телеги должна была быть два с половиной метра, а ширина — метр десять. На пару коней нагружать на нее можно было восемь центнеров. А бывало, накладывали и больше тонны.
От чумы и холеры село обкатывали зажженным колесом
В языческие времена колесо символизировало солнце. В веснянках припевали: "Колесом, колесом солнышко вверх идет". На Масленицу и в пасхальную ночь старые колеса обвязывали соломой, обливали смолой, поджигали и пускали с гор. Иногда их украшали травами и лентами и пускали с холмов в воду. Верили, что таким образом можно ускорить приход весны и тепла. На Купала на выгоне ставили "Головастого Ивана" — высокий шест с украшенным цветами колесом наверху. В купальских песнях солнце изображали, как колесо, что "выше плетня стояло, много чудес видало".
Считалось, что ведьмы могут превратиться в колесо, которое само катится по дороге. Если ударить по нему, то оно обязательно превратится в женщину-ведьму.
На севере Житомирщины, чтобы уберечься от ведьм, которые отбирали у коровы молоко, колесом обкатывали вокруг дома и подворья. Его зажигали и катили вокруг села, чтобы защитить жителей от эпидемии чумы или холеры.
От укуса змей применяли воду, которую пропускали через отверстие в ступице — сердцевины колеса. Через него пересыпали семена и зерно, чтобы дружно всходило, протягивали лук, чтобы не гнил на грядках.
Весной и осенью ключ журавлей и аистов иногда кружит в небе. Чтобы это увидеть, сбить птиц в группу и вынудить их покружить, дети раскладывали в кружок пояса и громко распевали им: "Бусле, бусле, колесом, колесом над червоним поясом, поясом!"
Елена ЧЕБАНЮК
В "машину" для выгибания ободьев запрягали коня или трех-четырех мужчин
Колесо состоит из ступицы — сердцевины, спиц и обода. Для ободьев и ступицы брали крепкое дерево, как правило, дуб. Смотрели, чтобы было ровное, без сучков. Для спиц — ясень, осину или ольху.
Колодку для ступицы сначала обтесывали топором. Полученный цилиндр "штурпак" обрабатывали долотом. Потом колесник на деревянном станке, который назывался "токарня", вытачивал из "штурпака" ступицу. Дыры для спиц делал в ней долотом и молотком. Внутри специальным сверлом насквозь просверливал дыру для втулки диаметром в полтора вершка (вершок равен 4,445 см). Через это отверстие колесо надевали на ось телеги.
Когда ступица готова, брались за обод. Когда-то эту круглую деревянную часть колеса выгибали из сплошного бруска. Это была самая тяжелая работа. Выгибали сухопарным способом. В огороде, подальше от дома, раскладывали огонь. На него клали присыпанные сверху землей прямые дубовые бруски, перед тем на несколько часов замачивали их в воде. Огнем и паром бруски размягчали, чтобы легче было их согнуть.
Гнули ободья на специальном устройстве — "машине". Ее делали из ивы, без единого гвоздя. Нижняя часть (a), которая напоминала букву У, лежала на земле. Сверху ставили "пенек" (б) — деревянный круг диаметром 75 см, похожий на мельничные жернова. Он вертелся на колке (в), крепко вбитом в землю. Поверх накладывали большую жердь (г) с массивной поперечиной — "ключом" (ґ). К одному краю поперечины крепко привязывали конец распаренного обода, ко второму — другой конец. В "ключ" впрягали коня. Иногда за жердь "ключа" брались трое или четверо мужчин. Они толкали его вперед, идя по кругу, следя, чтобы не соскочил с пенька. Сбоку двое крепко прижимали обод "кужбой" (д). С большой силой гнули его так, чтобы концы сошлись.
Когда обод согнули, его обтесывали. Затем спицы набивали в отверстия на ступице и надевали их на обод. Набивали железный обруч — и колесо готово на продажу. Продавали обычно "стан" — четыре колеса к телеге.
Колеса были "мужицкими" и "экономическими". Последние делали для барских хозяйств. Они были более нарядными и более тонкой работы.
Елена ЧЕБАНЮК
Комментарии
1