Ексклюзивы
четверг, 01 августа 2013 19:14

Четвертого августа не пекли хлеб и не варили еду

 

Марии Магдалины — это такой очень сердитый праздник, громовой. Потому что тем, кто ее не уважает, она может грозой и на поле, и в хозяйстве все чисто сжечь. За это ее называют Огненная Мария, — рассказывает 86-летняя Афанасия Кошулько из села Пляшева Радивиловского района на Ровенщине. — На нее так говорят: Мария Магдалина — святому Илье дочка, а Анне и Паликопе — сестра.

Дни этих святых отмечают соответственно 2, 7 и 9 августа. А равноапостольную мироносицу Марию Магдалину чествуют 4-го. В Украине в течение этой недели обычно идут дожди с грозами. Чтобы уберечь урожай от пожара, соблюдали строжайший пост. Советовали также около хлеба раскладывать скорлупу от освященных пасхальных яиц, под скирды подкладывать освященную иву и зелень, освященную на Троицу.

Очень остерегаются в эти дни что-то делать, рубить или пилить, резать — обязательно накажут, — уверена Афанасия Кошулько. — Выйдет туча, и из нее как ударит, так все и сожжет. А тот огонь ничем на свете нельзя затушить, потому что он святой.

В этот день не жали и не веяли зерно, потому что Мария Магдалина может сжечь весь собранный урожай. Воздерживались и от домашних работ, чтобы Огненная Мария не наказала. Когда-то 4 августа не пекли хлеб и не варили еду, не зажигали огонь в доме или на поле. Нарушителя запрета разгневанная мироносица якобы могла убить молнией. Верили, что она никогда не ударит в дерево или дом, где есть гнездо аиста с птенцами, "потому что такой дом счасливый, его специально Мария Магдалина оберегает". На Западном Полесье в канун Огненной Марии гасили в печи. А на следующий день зажигали по-новому старинным способом — трением друг о друга двух палочек. Такой огонь назывался "живым" или "праведным" и якобы имел целебную силу.

Мария Магдалина тех, кто ее уважает, не только оберегает от пожаров, но и исцеляет от змеиных укусов и некоторых болезней. Больше всего эту святую когда-то почитали как заступницу от холеры, особенно опасной для детей. К мироносице обращаются с молитвами отвернуть ее. От холеры умерли пятеро братьев и сестер Афанасии Кошулько. Она и сегодня избегает называть эту смертельную болезнь, чтобы не накликать ее на себя. Употребляет вместо названия слова "слабость", "болезнь".

Слабость ходила, людей косило, и каждый день в селе десятками хоронили. Просили Огненную Марию, чтобы она спасла от тяжелой болезни, так она спасительница была, — говорит баба Фонька. — А перестало мучать людей, как поставили часовню при дороге и начали там ей молиться. Мария Магдалина очень помогала от слабости и давала исцеление. И теперь мы правим, и празднуем ее, и воду святим в этот праздник. А та вода и от желудка, и от проноса помогает. Летом в селе дети маленькие немытое все в рот тянут, вот и хворали, — объясняет причины нашествия холеры. Она здесь свирепствовала почти до середины прошлого века в каждое жаркое лето.

Болезнь расценивали как Божье наказание за грехи. Ее опасный и смертельный характер отображен в поговорках: "В холеру и лягушка не квакнет", "У холеры нет ни мух, ни ласточек". Упомянута она в украинских ругательствах и проклятиях: "А пусть тебя холера потрясет!", "Чтобы тебя холера взяла!", "Пусть вам черт холеру принесет!". Считали, что холерой Мария Магдалина может наказать людей за непочтительное к ней отношение. Народное поверье говорит, что 4 августа мироносица приходит в село в виде черницы и проверяет, как кто ее уважает.

Холеру же представляли в образе немолодой красивой седой госпожи или одетого в "немецкий" костюм мужчины, или белой собаки, или черного упыря. Лемки считали, что причиной холеры могут быть "ходячие покойники" — ночью встают из могил и идут посетить своих родных. Против них на всех дорогах, которые ведут к селу, ставили обетные— сделанные за один день терновые кресты. Потому что якобы это растение может отпугнуть холеру.

На Житомирском Полесье церковь опоясывали длинным льняным полотенцем, которое за день должны были соткать совместно все женщины села. Потом его вывешивали на "фигуру" — придорожный крест. Верили, что такое пожертвование способно отвернуть от села нашествие. Опоясывая храм, на его пороге часто разжигали "живой огонь". Старинным способом — трением двух терновых веток. Такое пламя разносили по домам и оставляли гореть на четырех углах села.

Чтобы уберечься от холеры, почти везде в Украине опахивали села. Делать это должны были мальчики-близнецы на белых волах-близнецах или простоволосые, в одних рубашках или и совсем голые женщины. Перед опахиванием молились, став лицом к церкви.

Действенным средством в случае засухи или эпидемии считали исполнение колядок и щедровок летом. Например, в Дивине Брусиловского района на Житомирщине празднично одетые вдовы и нетронутые девушки в такое время ходили от дома к дому, как на Маланку, и пели щедровки. На собранные деньги покупали свечу и заказывали молебен. Якобы несвоевременное исполнение летом зимних обрядовых песен пугает холеру, и она убегает из села.

Щепки дуба-громобоя защищают от пули

Громобой, или громовицу — дерево, в которое ударила молния, — никогда не брали для строительства или на дрова, "потому что она гром притягивает". Согласно верованию полищуков, громобой в доме приводит к ссорам в семье и даже смерти домочадцев. Из громовицы делали амулеты от сглаза и "черной болезни" — эпилепсии. Верили, что щепки дуба-громобоя защищают от пули. На Ровенщине записали старинный совет: "Когда идешь на фронт, возьми дерево, побитое громом, сделай крестик и носи его на теле". Отвар из щепок громовицы использовали в качестве лекарства от зубной боли, воспаления горла, прострела. Громобой закапывали на огороде, чтобы грядки не зарастали сорняками.

Музыкальные инструменты, сделанные из такой древесины, дают особенный звук.

Мастера специально разыскивают громовицу, потому что считают, что она Богом отмечена, — рассказывает кобзарь Тарас Компаниченко, 42 года. — А с практической стороны, такое дерево еще долго остается живое, подпитывается соками и медленно умирает, усыхая постепенно. Древесина, которая высыхает не растрескиваясь, придает инструментам чрезвычайно красивое звучание. Это ценят музыкальные мастера. Они аж охотятся за громовицей.

Используют для изготовления музыкальных инструментов пораженные молнией деревья твердых пород — явор, клен, дуб. Из них обычно делают "верхняк" — верхнюю деку скрипок, бандур, цимбал. Трембиты делают из ели, в которую попала громовица.

Сейчас вы читаете новость «Четвертого августа не пекли хлеб и не варили еду». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть