В лондонской церкви Святого Луки 2 апреля 1836 года венчались 19-летняя Кэт Гогарт и писатель 24-летний Чарльз Диккенс. Жених был счастлив. Ему казалось, что этот брак открывает для него путь к благополучной жизни и славе. Девушка была дочерью журналиста газеты "Ивнинг хроникл", где Чарльз печатал свои очерки о жизни в Лондоне.
Диккенс уважал своего коллегу, а теперь и тестя. Тот был признанным писателем, водил дружбу со знаменитостями. А Чарльзу так хотелось попасть в мир литературы. Он с ужасом вспоминал годы, когда его отца за долги бросили в тюрьму. 12-летним он был вынужден тяжело работать на фабрике ваксы, чтобы прокормить семью.
— Я хочу, чтобы у нас была настоящая семья, — сказал он Кэт перед венчанием. — Ты будешь рожать детей и делать то, что я тебе скажу. Увидишь, скоро твой муж станет знаменитым и богатым писателем.
Молодые поселились в небольшой квартире Диккенса. Вскоре Кэт предложила своей сестре — 16-летней Мэри погостить у них с Чарльзом. С тех пор они везде бывали втроем. Устраивали дома театральные вечера. В их доме было весело, там всегда было много молодежи, увлеченной искусством.
В 1837-м Кэт родила сына — Чарльза-младшего. Литературная деятельность приносила Диккенсу хороший доход. Вскоре семья переехала в большой дом. Взяли с собой Мэри. Девушка помогала Кэт по хозяйству и ухаживать за младенцем. А по вечерам они с Чарльзом сидели около камина и беседовали о литературе. Диккенс вскоре понял, что влюблен. Мэри была для него воплощением идеальной женщины — искренней и целомудренной. В своей жене этих добродетелей он разглядеть не мог.
Как-то вечером в мае Диккенс с женой и ее сестрой вернулись из театра. Мэри понравился спектакль. Она была в хорошем настроении, чрезвычайно возбужденная. Девушка сказала всем "Спокойной ночи" и пошла к себе. Через несколько минут Чарльз услышал из ее комнаты сдавленный вопль. От избытка эмоций с ней случился сердечный приступ. На следующий день Мэри умерла на руках у Диккенса. Он снял с ее пальца перстень, надел его себе на мизинец и не расставался с ним до конца жизни.
— Она была душой нашего дома, — вспоминал о Мэри. — Мы были очень счастливы все вместе. Я потерял самого нежного друга, дорогую девочку, которую любил нежнее любого другого живого существа. Словами нельзя описать, как мне ее не хватает.
Несколько месяцев Мэри снилась ему. За это время он не написал ни одной строки. Ходил по дому, как тень. С женой не разговаривал.
Кэт видела, как иногда он закрывался в гардеробе умершей сестры и целовал ее одежду. Кэт страдала. Она не понимала поведения мужа. У Чарльза часто менялось настроение. Он то веселился, то замыкался в себе. Когда жена принимала гостей, уходил из дома и гулял один лондонскими улицами независимо от погоды. Кэт покорно сносила все его прихоти.
Дети у Чарльза Диккенса появлялись на свет так же регулярно, как и книги. За 16 лет Кэт родила еще пятерых сыновей и трех дочерей. Непрерывные беременности подорвали ее здоровье. Она располнела, стала медлительной и неловкой. Диккенса это раздражало. Он жаждал эмоциональных отношений, которых жена ему не могла дать. "Бедная Кэтрин и я, — мы не созданы друг для друга, и этого нельзя изменить, — писал он в своем дневнике. — Главное не то, что она делает меня несчастным, а то, что я делаю несчастной ее. Я знаю, что во многом виноват, у меня трудный, неровный характер".
— Ничего ужасного в моей матери не было, — говорила впоследствии их дочь Кейт. — У нее, как и у всех нас, были свои недостатки, но она была мягким, милым, добрым человеком и настоящей леди.
Популярность Чарльза Диккенса росла с каждым годом. В 1856-м гонорары за книги дали возможность Диккенсу приобрести роскошный дом в графстве Кент на юго-востоке Англии. Однако Кэтрин было уже трудно вести домашнее хозяйство, управлять слугами, заниматься счетами и воспитанием детей. Эти обязанности взяла на себя ее младшая сестра Джорджина Гогарт. Девушка повзрослела, похорошела и стала похожей на Мэри. "По вечерам, когда мы сидим около камина, Кэт, Джорджина и я, кажется, что вернулись старые времена, — записал тогда Чарльз. — Она была для нас подругой, няней, наставницей, другом, спутницей, защитницей, и советчицей". Джорджина стала заниматься детьми. Они обожали молодую и веселую тетю, обращались к ней за советами.
Кэтрин понимала, что муж давно ее не любит. Предложила расстаться. Но Диккенс и слышать об этом не хотел. Боялся, что развод испортит его репутацию певца семейного очага. Однако Кэт настояла, и в 1858-м они разошлись. По условиям подписанного соглашения Кэтрин получала пожизненное содержание и жила отдельно со старшим сыном. Другие дети остались с отцом.
Сестры не разговаривали почти 20 лет, пока в 1870-м Диккенс не умер от инфаркта на руках Джорджины. Она посвятила ему свою жизнь, отказавшись от замужества и материнства.
93 000
фунтов стерлингов наследства оставил после смерти Чарльз Диккенс — $6 млн 400 тыс. на сегодняшние деньги. Они были распределены между членами семьи.
1812, 7 февраля — Чарльз Диккенс родился в местечке Лендпорт, около Портсмута, в семье портового чиновника. Был вторым из восьмерых детей. В 1824-м семья переезжает в Лондон.
1824, 20 февраля — отца Диккенса арестовали за долги. Чарльз бросил школу и пошел работать мойщиком бутылок на фабрику ваксы. Свои детские трудности и бедность он потом опишет в романе "Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим" в 1850 г. Получив небольшое наследство, отец Диккенса рассчитался с долгами и 28 мая того же года его выпустили.
В 1824-1827 годах Чарльз посещает школу — Академию Веллингтон-хаус. Работает младшим клерком в адвокатской конторе, изучает стенографию.
1828-1836 — работает репортером британских изданий "Парламентское зеркало", "Тру сан", "Морнинг хроникл". Пишет очерки о лондонской жизни. В них проявляются почти все диккенсовские мотивы: улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетенным.
1835 — женится на Кэтрин Гогарт. На протяжении 1837-1852 гг. у супругов родилось 10 детей — семь сыновей и три дочери.
1836-1837 — издает комический роман "Посмертные записки Пиквикского клуба". Возглавляет ежемесячник "Альманах Бентли". В 1843-м пишет повесть "Рождественская песнь в прозе" — о бездушном скряге Скрудже, который благодаря рождественским чудесам становится очень добрым.
1839-1861 — выходят романы "Оливер Твист", "Домби и сын", "Холодный дом", "Крошка Доррит", "Большие надежды".
1870, 9 июня — умирает в своем доме, Гейдсхилл-плейс, графство Кент. Похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Комментарии
1