Бережаны — "город над большим прудом циркульного (районного. — " ГПУ") подчинения на расстоянии шести почтовых станций от Львова, — писал Ипполит Ступницкий в книге "Галичина с точки зрения топографической, географической и исторической", — в 1880 году насчитывал 800 домов и 7 тыс. жителей". Жили здесь поляки, украинцы, армяне, евреи. Последних было больше всего, они держали магазины.
Купцы-армяне поселились в Бережанах в середине ХVIII ст. Построили 200 домов и деревянную церковь. Жили торговлей с Востоком. Избирали своего старосту, имели свой суд. При церкви существовали армянская школа и братство, которое занималось религиозными делами и давало деньги в долг. Позже построенные церковь и школа сохранились до сих пор. В конце ХІХ ст. армян в городе было уже немного.
В Бережанском окружном суде и других австрийских государственных учреждениях работали многие украинцы. В частности, Лев Кульчицкий, отец художницы Елены Кульчицкой. Юридическое образование в то время было самым дешевым, следовательно, доступным как для мещан, так и для зажиточных крестьян. Доктор Андрей Чайковский, крестьянский сын, переехал в местечко в 1886 году, открыл адвокатскую канцелярию и построил виллу с башней. В 1892-м к нему в гости пожаловал Иван Франко. Вместе они посетили писателя Богдана Лепкого, который преподавал в местной гимназии.
Александр Барвинский, который также там учительствовал, вспоминал, что получал 36 золотых ринских 75 крейцеров месячной платы. "Бережаны были известны, как весьма дешевый город. Например, полкилограмма воловины (говядины. — " ГПУ") стоили 7 крейцеров, баранины 3 крейцера, за комнату я платил 22 золотых с полным содержанием". Но сетовал, что сразу за центром на улицах стояло болото.
Бережаны имели магистрат, уездн ую казну, монастырь отцов Бернардинцев. Из фабрик — суконную и по изготовлению кос, несколько винокурен и бумажных фабрик. Бумажная фабрика была второй по величине после Пиллеровской подо Львовом. В ней 12 рабочих перерабатывали на бумагу 3–4 тыс. ц тряпья в год.
Комментарии