После большой сцены в "Аиде" актеры в Харьковской опере выходят поклониться. Работники тем временем меняют декорации. Вдруг одна из огромных колонн падает. 35-летняя солистка Мария Литвиненко-Вольгемут получает удар в голову.
"Вся публика прямо замерла, увидев, что Литвиненко-Вольгемут лежит "мертвая", а по мне стекает кровь", - вспоминал то происшествие, произошедшее в конце октября 1927, певец Михаил Голинский, которого тоже травмировало декорацией. Марию Ивановну унесли за кулисы. Все закончилось благополучно - Литвиненко-Вольгемут вскоре вновь вышла на сцену.
А ее она хорошо "чувствовала". Не было другого выхода, потому что была очень близорука. Иногда во время спектакля не видела и партнеров на сцене. А однажды даже пела "Наталку Полтавку" в пенсне. Не могла полагаться на суфлера и замечать жесты дирижера, потому скрупулезно изучала всю партитуру оперы наизусть. Это было для нее несложно, потому что у нее были не только уникальный голос - лирико-драматическое сопрано, но и очень хорошая музыкальная память. Больше часа тратила, чтобы "вжиться" в роль - так учил первый ее режиссер Николай Садовский. Пробоваться к нему в театр она пришла 17-летней, после окончания музучилища.
- Такая маленькая, а такой голос! - воскликнул Николай Карпович, когда она запела.
На следующий день ее фамилия появилась на афишах театра Садовского. В труппе было принято помогать новичкам "встать на ноги". Например, молодым при поступлении в театр старшие актрисы давали свои костюмы. Марии Литвиненко досталась корсетка, запаска и еще кое-что от Марии Заньковецкой.
Одной из ее первых ролей была Галька в одноименной опере Монюшко. По сюжету, паныч соблазнил девушку и бросил с ребенком. Галька попадает на помолвку любимого. Узнав правду, сходит с ума.
Вокальная часть далась Марии легко. Во время репетиции к ней подошел Николай Карпович:
- Дитя мое, ты взволновала меня до самого сердца.
Она тоже чувствовала, что пела уверенно и свободно. Единственное, что мешало, - руки. Певица не знала, где их деть.
- Что делать с руками? - спросила.
- Ничего не делай с ними, - ответил Садовский. - Не думай о них. Иди от сердца, от душевных переживаний. И тогда твое переживание само выльется в нужную форму, сами найдутся нужные движения. Иначе ты со своими руками будешь напоминать мельницу.
Во время премьеры во втором акте пела, сидя на скамье: "Ой, якби я крильця мала". Одна рука лежала на груди, второй опиралась на лавку. "Але не судилося мені крилець мати", - продолжала.
- И бессильно, словно перебитое крыло, упала моя рука, которой я держался за сердце. Это было непроизвольное движение, органически вытекшее из моего внутреннего состояния, - рассказывала после спектакля.
В последнем действии Галька бросается в горную реку. Тенор Иван Козловский, который в январе 1923-го был партнером Марии Литвиненко-Вольгемут в этой опере, вспоминал, когда актеры приготовились выносить "выловленную" героиню на сцену, он бросился к ним: "Я настолько был восхищен исполнением Марии Ивановны, так сильно любил ее Гальку, что выхватил из рук испуганного миманса (массовки. - "ГПУ") довольно полную певицу и вынес ее на площадь перед костелом. Мне хотелось показать, что она такая легкая, как легкое, свободное и прекрасное ее пение ". После спектакля, оставшись одна, Мария не могла снять грим - так у нее дрожали руки.
Когда ей предложили роль Катерины в опере Николая Аркаса по поэме Шевченко, растерялась - и хотелось, и страшно было.
- Я очень боюсь, - сказала Садовскому. - Ну, с вокалом я справлюсь. Но играть совсем не умею.
- Вот и хорошо, что не умеешь, - усмехнулся режиссер. - Делай то, что подскажет сердце, чувства, и все будет хорошо.
Посоветовал представить, какой выход из этой ситуации нашла бы она сама. А что сказали бы родители, знакомые? И Мария рассказала историю Екатерины дома. Мать жалела несчастную. А отец на вопрос, как поступил бы, если бы ее постигла судьба героини поэмы, отчеканил:
- Выгнал бы из дому. Не слушала родителей - пусть идет, куда хочет.
И случилось так, как говорил режиссер: она почувствовала себя Екатериной. Движения, интонации - все пришло само. "В созвездии корифеев вспыхнула новая звезда", - написал тогда о ней молодой Максим Рыльский.
Через два года Мария почувствовала, что театр Садовского для нее тесен, и пора двигаться дальше. Долго не могла решиться сказать об этом своему учителю. Хотя и было приглашение из Петербургского театра музыкальной драмы, и даже уже дала согласие. Михаил Карпович все-таки обиделся на ее отъезд. Но в каком бы театре Мария Ивановна не выступала бы впоследствии, она не отступала от принципов Садовского. Когда видела, что певица не играет роль, а просто исполняет свою арию, - не могла удержаться: как метеор, влетала на сцену и объясняла, как надо.
Весной 1966 года, незадолго до смерти, тяжело больная Мария Литвиненко-Вольгемут лежала в больнице. И тут по радио начали транслировать арии в ее исполнении. Медсестра бросилась в ее палату выключить приемник, чтобы пожилая певица не разволновалась. Но когда зашла на лице Марии Ивановны застала улыбку. Мария Литвиненко-Вольгемут попросила оставить передачу.
- Я ничуть не грущу. Я успела сыграть все, что хотела.
500
раз, по приблизительным подсчетам, Мария Литвиненко-Вольгемут исполнила партию Одарки в опере Гулака-Артемовского "Запорожец за Дунаем". Карася много лет играл Иван Паторжинский. Всего за сценическую жизнь исполнила более 70 оперных партий.
1892 13 февраля - Мария Литвиненко родилась в Киеве, в семье работника завода "Арсенал". Кроме нее, в семье было семеро детей.
1899 - двоюродный брат, регент Печерского собора, устроил ее петь в церковном хоре, вместе со старшими братьями и сестрами. Они пели так хорошо, что нередко прихожане, повернувшись спиной к алтарю, смотрели на хоры. В церкви ее заметил оперный певец Михаил Бочаров. После службы подошел к регенту и сказал, что девочку обязательно надо отдать учиться музыке.
1912 - поступает в театр Садовского в Киеве. Через два года оставляет его и на два сезона уезжает в Петербург. С 1924 года начинает выступать в Харьковской русской опере. Перед этим несколько месяцев торгуется с руководством: минимум половина репертуара будет на украинском языке. "Наконец оперная администрация "решилась" дать украинский спектакль, - писал тогда Остап Вишня. - Да и то, неизвестно, кто в этом "виноват"- или администрация, или М. Литвиненко-Вольгемут, которая приехала в Харьков выступать в украинской операх" . В 1925-ом певица переходит в Харьковскую украинскую оперу, которую организуют, в частности, благодаря ее усилиям.
1915 - выходит замуж за Григория Вольгемута - театрального администратора. В 1926-ом он стал директором харьковского Украинского государственного народного театра.
1935 - после перенесения в Киев столицы УССР туда переводят артистов Харьковской оперы. С тех пор и до 1953-го Мария Литвиненко-Вольгемут была солисткой Киевского театра оперы и балета им. Шевченко - нынешняя Национальная опера. В 1936-ом стала народной артисткой СССР. В 1941 году вместе с театром певица отправилась в эвакуацию - сначала в Уфу, а затем в Иркутск. Вернулась оттуда в 1944-ом. Через два года получила Сталинскую премию за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства.
1966, 3 апреля - Мария Литвиненко-Вольгемут умерла. Уже была вдовой. Детей не имела. Похоронили в Киеве на Байковом кладбище.
Комментарии
1