"Мы сидели в дамском вагоне, куда пускали мужчин только таких, которые ехали с семьями. Между тем вскочил какой-то господин. Две или три немки начали говорить: это дамское купе. Господин смело смотрел на женщин, вынул сигаретницу, предложил и мне, не спрашивая у женщин, позволят ли курить. Это и есть этнографическая граница, культурно-политическая граница Польши и Руси, вообще граница Восточной Европы от Западной, подумал я", - писал в "Австро-Русских воспоминаниях" Михаил Драгоманов о путешествии из Италии во Львов в 1873 году.
Он родом из Гадяча на Полтавщине. Работал на историко-филологическом факультете Киевского университета святого Владимира - теперь Национальный университет им. Тараса Шевченко. Исследовал античный мир и ездил в командировку на два года в музеи Берлина и Флоренции. Посещал лекции тамошних историков.
Ученый вел проукраинскую политическую деятельность. Писал статьи о социализме и стремлении украинцев к автономии в составе Российской империи. Чтобы установить контакты с галичанами, которые подчинены Австро-Венгерской империи, хочет пожить немного во Львове. Знает, что здесь печатают украинские газеты, книги и действуют партии.
- Теперь мы дома, - говорит жене, когда поезд прибывает во Львов.
- И я так думаю. Во всяком случае не в Италии, - отвечает она, грустно улыбаясь.
В отеле Михаил Драгоманов умывается и сразу идет в редакцию журнала "Правда".
"Мужчина, как у нас говорят, с толком, не быстрый, но рассудительный. Не очень откровенный, но и не крутой, - описывал редактора издания. - Напоминает немного кацапскую пословицу: "Хохол не соврет, да и правды не скажет".
Интересуется, будут ли печатать присланные статьи.
"Может, там в Украине иначе и нельзя, чем так поставить украинское дело. В Галичине так не позволяют, - отвечает редактор. - Ваше направление будет противным нашим попам, нашей единой интеллигенции. Она от нас решительно отвернется".
Затем преподаватель из Киева встречается с мужчиной, которого называет "литератором".
- У вас всегда так, как вот я видел тут. Войдя в отель, вас не было, а ваша жена разговаривает со студентом. Вот вы пойдете на лекцию или куда-то еще, а жена ваша может сама принимать мужчину?! - интересуется тот.
- А почему нет? - удивляется надднепрянец.
- И не боитесь?!
- Чего?
- Ну, я боялся бы оставить жену одну с мужчиной, - отвечает "литератор".
Михаил Драгоманов получает от редакторов галицких изданий обещания напечатать статьи и через несколько дней едет в Киев.
- Мы непременно будем московскими агентами в глазах польских таможенников. А здесь топор. Как я смогу убедить их, что вы дрова в Крыму будете рубить?! - говорит Михаил Драгоманов другу, с которым прибывает в Галичину в 1875 году. В воспоминаниях указывает его как "ХБ", чтобы не разглашать личность в Российской империи.
Едут из Киева. Хотят немного попутешествовать по галицким селам, а затем через Кишинев и Одессу добраться в Крым. Товарищ любит разминаться рубкой дров, поэтому возит топор.
Прячет в сундук. Таможенники на российско-австрийской границе у Бродов не находят орудие труда, но достают из грузов украинские и русские книги. Говорят, что не позволят ввезти их.
- Кто его знает, что там у них. Может, что-то опасное, - объясняют.
- Но ведь у вас конституция. Это от вас что-то опасное может прийти в Россию. Как Россия может представлять опасность для свободной Галичины! - убеждает Михаил Драгоманов.
Таможенники долго советуются с начальником, спорят с путниками. Пропускают книги.
"Мы приехали в горную деревушку, близкую к венгерской границе, - пишет Драгоманов. - Небогатая семья попа встретила нас гостеприимно. Без тех буржуазно-польско-австрийских манер, которые господствуют по более "цивилизованным" углам Галичины".
За ужином Драгоманов рассказывает о Надднепрянской Украине. В дом заходит поляк-полицейский. Расспрашивает о приезжих.
- А украинцы. Наши люди! - подсаживается и слушает.
Гости покупают у мастеров-гуцулов бусы, популярные среди женщин в Приднепровской Украине. В Галиче застают митинг украинцев за свои права. Воины патрулируют место и запугивают людей. Их активность поражает приезжих.
Вече начинают с богослужения. Затем выступают политики. Михаил Драгоманов обращает внимание, что простые люди ничего из сказанного не понимают.
"Вытерпеть галицкий митинг - тяжелая работа даже для вышколенного человека, тем более для простого, - вспоминал он. - Ораторы галицкие страшно неудобные. Не умеют говорить коротко, образно и просто о деле. Несут хрии, составленные по старой риторике. Длинные, бледные, темные и очень скучные".
После митинга все идут к замку, где слушают коломыйки. Там надднепрянцы замечают искусственность веселья. Местные авторитеты "отбывают номер", откровенно скучают.
В другом селе попадают на праздник. Нарядно одетые гуцулы зовут обедать.
"Подают суп - ни следа мяса. Вода и картошка. Второе несут что-то белое - оладьи из картофеля. Называют барабольники, - вспоминал о праздновании Михаил Драгоманов. - Третье несут что-то коричневое. Надеюсь, что это печеное мясо. Оказывается - деруны, обмазанные соусом из слив. Встав рано, я побежал к евреям в кабак. Там не было ничего, кроме яиц и водки. Съел пять яиц, запил водкой".
В горах встречается с пастухами. Варят брынзу и кулеш из кукурузной муки. Выражают надежду, что российский царь придет в Галичину, отберет у господ землю, раздаст ее мужикам и выгонит евреев-ростовщиков.
- Если должен был бы давать землю мужикам в чужом царстве, то начал бы со своего. Он этого не делает, - отвечает Драгоманов.
- Получается, что мы так вечно будем бедствовать? И никто нам не поможет?
- Никто. Кроме вас самих, - говорит историк.
15 лет Михаил Драгоманов прожил в швейцарском городе Женева. Перебрался туда из-за репрессий в Российской империи. Основал украинскую типографию. Переводил и публиковал произведения украинских писателей на европейских языках, издавал общественно-политический сборник "Громада". Изучал фольклор и историю.
Женился на актрисе
1841, 18 сентября - в Гадяче - теперь Миргородский район Полтавской области, родился Михаил Драгоманов. Его родители были потомками казацкой старшины, мелкими дворянами.
1849-1853 - учится в Гадячском уездном училище. Увлекается античным миром.
1859 - после Полтавской гимназии поступает на историко-филологический факультет Киевского университета святого Владимира.
1863 - становится членом украинского национального общества "Громада". Популяризирует украинскую историю, культуру, народный быт и права. Защищает диссертацию "Император Тиберий" и начинает преподавать в университете.
1864 - венчается с актрисой Людмилой Кучинской, которая на год моложе его. Она в 1865-ом рожает дочь Лиду.
1870 - едет за границу в командировки. Посещает Берлин, Прагу, Вену, Флоренцию, Львов.
1875 - по доносу признают политически неблагонадежным, увольняют. Эмигрирует в Европу. Составляет четырехтомник фольклорных студий, пишет Исследования по истории античного мира и Средневековья. Подписывает псевдонимом Украинец.
1877 - рождается вторая дочь Ариадна.
1878 - на литературном конгрессе в Париже читает доклад "Украинская литература, запрещенная российским правительством", осуждает Эмский указ и выступает в защиту украинского языка в России.
1884 - рождается сын Светозар.
1889 - приглашают преподавать на историко-филологическом факультете Софийского университета в Болгарии.
1895, 2 июля - от разрыва аорты скончался Михаил Драгоманов. Похоронен на центральном кладбище Софии.
Комментарии