Ясновельможное панство Речи Посполитой в начале XVII в. ожидало вестей из волынского города Острог. Там, в самой большой башне родового замка князей Острожских Мурованной, в окружении приезжих врачей и местных знахарей медленно угасал один из самых богатых магнатов страны князь Василий-Константин.
Его ежегодные прибыли исчислялись миллионом красных (каждая монета весила 3,48 г золота 986-й пробы). Он якобы был в три раза богаче, чем король Речи Посполитой. Острожским принадлежало треть Волыни, имения на Киевщине, в теперешних Беларуси и Польше — всего свыше 3040 городов и сел, торговые дома в Гданьске, Ярославе, Львове, дворцы в Варшаве и Вильно. Князь Василий-Константин мог выставить от 15 до 20 тыс. вооруженного войска — как мало какой монарх в Европе. Его называли "некоронованным королем Украины".
Как по тем временам, князь прожил долго — ему шел 82-й год. Старый магнат несколько лет сражался со смертью. В Острожском замке забыто о давних громких торжествах, которые завершались балами.
Князь Василий-Константин вел жизнь, типичную для большого магната тех времен. Главным событием дня был обед. Для семьи и ближайшего окружения накрывали в главном зале Мурованной башни. Но часто устраивали и званые обеды. На них приглашали всю близлежащую шляхту, а перед застольем стреляли из пушек. Оркестр играл итальянскую музыку — руководил им привезенный из далекой страны маэстро Скорцо. За стол садилось иногда и до тысячи человек. Накрывали его тогда в одном из деревянных дворцов, возведенных в Остроге, потому что замковые сооружения, приспособленные к обороне, были тесноваты. Возле кресла, в которое усаживался глава рода, стоял без движения кастелян — эконом магната. А гостей потешал обжора, специально состоявший на службе: за обедом он поглощал столько еды, что сбитые господа-шляхтичи, которые и сами на аппетит не жаловались, не могли не удивляться. На столе преобладали блюда из мяса и рыбы. Подавали до двадцати перемен. Было вдоволь заморских приправ и вин, которые даже шляхтичи средней руки пробовали редко. То, что не съели господа, передавали дворне. Всего же род Острожских обслуживали от 800 до 2000 прислуги.
Князь Василий-Константин переписывался с тогдашними интеллектуалами, иерархами как православной, так и католической и протестантской церквей. "В народе он имел авторитет и популярность, особенно благодаря своей набожности, — писал тогдашний польский хронист Рафаил Янчинский. — Умел цитировать псалмы и гимны, в святынях своего обряда имел хоры".
Магнат был тверд в православии, но отмечался веротерпимостью. К своему двору он пригласил католических монахов иезуитов. Первым прибыл Антонио Чеккино.
Иезуит воспитывал детей князя Василия-Константина. Результат: старший сын магната Иван-Януш в 1579-ом стал католиком, средний Константин — через четыре года вслед за ним. Православным остался лишь Александр.
Он якобы был в три раза богаче, чем король Речи Посполитой
Современники предполагали, что Константина и Александра отравили. Они умерли после посещения одного и того же господина. Смерть последнего сына — Януша, воеводы волынского и кастеляна Краковского, прожившего 66 лет, — не выглядит преждевременной. После него поместья рода Острожских перешли в женские руки и развеялись. Одна из внучек князя Василия-Константина — Анна-Алоиза — в 1654 году передала большинство имений рода Острожских разным католическим монашеским орденам. Какая-то часть попала к уже опольщившимся князям Заславским. Когда-то могучий волынский род сошел со сцены.
Князь Василий-Константин не хотел Речи Посполитой
В 1562 году Великое Княжество Литовское погрязло в войне с Московским царством. Литовцы обратились за помощью к полякам. Те поставили условие: Великое Княжество Литовское должно объединиться с Королевством Польским в одно государство, а не просто находиться под скипетром общего монарха. Король Сигизмунд Август в Люблине созвал сейм, чтобы утвердить условия унии. Русины (украинско-белорусские) магнаты, возглавляемые Василием-Константином Острожским, не хотели никакого объединения и оставили сейм. Но идею слияния обоих государств поддержало довольно много других аристократов, а также более мелкая шляхта даже на Волыни и Киевщине. И норовистые магнаты вернулись за стол переговоров. в 1569 году Люблинская уния была заключена. На огромных пространствах Восточной Европы появилось единое польско-литовское государство Речь Посполитая. Русины (украинцы и белорусы) постепенно теряли в нем вес, а их православная знать опольщивалась. Приближалось время казачества.
1526, 2 февраля — князь Василий-Константин Константинович Острожский родился в Остроге ( по другим данным — в Турове, теперь Беларусь). Его отец Константин Иванович (1460–1530) был великим гетманом — военным министром Великого Княжества Литовского. Из 33 битв проиграл только две. Мать — Александра из белорусского магнатского рода Слуцких
1550 — назначен маршалом Волынской земли, через девять лет стал воеводой киевским
1575–1578 — защищает южные рубежи Речи Посполитой от нападения татар
1596 — выступает против Берестейской церковной унии: требовал более выгодных условий для православной церкви при объединении с католической
1608, 24 февраля — князь Василий-Константин Острожский умер
Комментарии
2