Под Министерством культуры раздается похоронный марш. Рядом с пятью музыкантами стоят протестующие с плакатами "Артисты Национальной оперы против нарушения конституционных прав человека", "По закону — контракт на три года".
— Хороним украинскую культуру под министерством бескультурья. Еще несколько лет с такими законами, и чиновникам не будет кем руководить. Артисты пойдут работать в подземные переходы, — говорит Вера Корнилова, 49 лет, глава профсоюза, бывшая виолончелистка оркестра Нацоперы. Из театра ее уволили 23 февраля, потому что отказалась подписывать новое трудовое соглашение на 16 месяцев.
В январе 2016-го Верховная Рада приняла закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных заведений культуры".
Бессрочные трудовые соглашения расторгли, предложили работникам новые. Из 585 человек художественного и аристического персонала Нацоперы 16 людей не согласилось их подписать.
— В начале сопротивления прошлой осенью нас было значительно больше, чем 16. Это те, кто дошел до конца. Отважился доказывать свою правду тот, кто имеет поддержку в семье, в том числе и финансовую, — продолжает Вера Корнилова.
Уволенные работники культуры от имени двух профсоюзов передали обращение к министру культуры Евгению Нищуку. Требуют, чтобы их восстановили на работе и отменили приказы о прерывании бессрочного трудового договора.
— Краткосрочные контракты для всех творческих работников — антиконституционны. Наша цель — вернуть бессрочную форму работы. Творческие руководители заведений культуры должны избираться через проведение всеукраинского конкурса при поддержке творческого коллектива тайным голосованием. Мы должны иметь влияние на то, чтобы увольнять или нанимать непосредственных руководителей. Например, главного режиссера, дирижера, концертмейстера. Так это происходит в европейских странах. Сейчас главных специалистов назначает министерство.
Активисты из Нацоперы в сентябре прошлого года разработали обращение к уполномоченной Верховной Рады по правам человека Валерии Лутковской. Его подписали около 600 работников оперных театров Украины. С 30 января Конституционный суд рассматривает представление об отмене закона. Процесс может длиться до трех лет.
— Начальный закон разрабатывали для руководителей заведений культуры. Чтобы уволить тех, кто "засиделся" на должностях. Основная часть текста — описание конкурсной процедуры по переизбранию руководителей. Но для них сделали "щелку". Тех, кто уже работает на контрактной, а не на бессрочной основе, закон не касается. Поэтому еще до его выхода главные специалисты Нацоперы и директор предусмотрительно перешли на контрактную форму работы. Оградили себя от увольнения на пять лет, — рассказывает бывший артист оркестра Нацоперы, заместитель председателя профсоюза "Свободная опера" Вячеслав Дедковский, 40 лет.
— Мы ездили на гастроли "за поесть". Получали только суточные, которые едва покрывали основные потребности — питание и проживание. Деньги выплачивали на месте, обычно в холле гостиницы. Приходил представитель нашей администрации с сумкой денег и листом бумаги. На нем — напечатанная табличка с именами артистов и суммами, часто написанными карандашом. Сами решали, сколько денег и когда платить. Мы проконсультировались с юристами относительно такой системы выплат. Оказалось, что она неправомерна.
Данный закон зафиксировал власть чиновников. Они хотят и дальше использовать привычные коррупционные схемы. Иметь доступ к государственным деньгам. В то же время стремятся оградить себя от лишних вопросов артистов. Для этого нас очень удобно держать на краткосрочных контрактах, — продолжает Вячеслав Дедковский.
Против директора Нацоперы открыли уголовное осуществление
— Как и уволенные работники, имею много вопросов к руководителям Нацоперы. Знаю о напряженных отношениях между администрацией и коллективом. Но в части подписания контрактов не могу никак повлиять на руководство, — говорит министр культуры Евгений Нищук, 44 года. — Против контрактной системы протестовал, еще не будучи министром культуры. Но почему работники Нацоперы не подписали контракты, как остальные артисты по всей Украине? Это сделали 98 процентов всех работников культуры включительно с руководителями. Нужно было сначала заключить трудовое соглашение. А затем бороться за изменение условий труда. Так сохранили бы рабочие места. Не понимаю также, почему они решили, что могут подавать свои варианты контрактов. Согласованную форму для подписания предоставляет руководство заведения. Чтобы доказать, что администрация театра бесчинствует, и уволить директора, нужны доказательства. Должны собрать их и подавать в суд. В парламенте не поддержат инициативу об отмене закона, если мы ее подадим. Документ подписал президент, за его утверждение проголосовала Верховная Рада.
— Закон создан для перевода на контрактную систему руководителей государственных учреждений. Это версия, которая родилась в ходе дискуссий. Закон — для всех, — говорит генеральный директор Национальной оперы Петр Чуприна, 68 лет.
— Имею пятилетний контракт, который заканчивается через год. Потом, как все, буду проходить конкурс и перезаключать договор. В Нацопере работает около 100 пенсионеров. Нужно омолаживать коллектив. Поэтому для работников определили минимальный срок контракта.
Против Петра Чуприны открыли уголовное осуществление в Шевченковском районном отделе полиции. Основание — заявления уволенных работников Нацоперы о грубом нарушении законодательства о труде.
Комментарии