
— В Донецке мы были единственными, кто исследовал фольклор и традиции. Искали по близлежащим селам песни от носителей. Записывали за бабушками, что означает тот или другой обряд, — рассказывает Юлия Кулиненко, 34 года, участница театра фольклорной песни "Дивина".
Коллектив в 1998 году создали при Донецком национальном университете.
— К нам приходили девушки из физического, математического, исторического, философско-религиеведческого, филологического факультетов, — продолжает Юлия Кулиненко.
— Руководитель коллектива Елена Витальевна Тюрикова родом из Томска. Интересно, что и в Сибири изучала украинский фольклор. В Новосибирской области есть так называемый "Серый клин", куда российская императрица Екатерина ІІ в XVIII веке переселяла украинцев с Полтавщины, Одесчины. Южная часть Дальнего Востока имеет "Зеленый клин". По переписи 1905 года там 63 процента составляли выходцы из Украины. В репертуаре имеем материал, собранный нашим руководителем в Алтайском крае. Там по селам бабки до сих пор поют наши песни, которые будто законсервировались, застыли во времени.
Юлия заводит: "Ой на Івана, на Купала, вийшла дівчина гарно вбрана".
— На Донбассе более открытый звук, другая постановка горла и звучания песни. Наше любимое село — Семеновка под Краматорском, где бабушки говорили, что их предки из-за порогов, то есть из Запорожья. Поэтому песни очень ритмичные Будто поет марширующая Монсеррат Кабалье (испанская оперная звезда, сопрано. — ГПУ) с большой грудью. Большинство песен, которые мы поем, в других регионах Украины слышат впервые.
Весной этого года "Дивину" пригласила диаспора Южно-Африканской Республики.
— Поехали вдвоем с участницей театра Серафимой Сокольвак. Проводили для местных мастер-класс по украинским танцам и пению. О нас они узнали из проекта "Я тебя буду ждать под каисе-дра". Это название африканского дерева, под которым собиралось село, чтобы поговорить.
Начался проект по сбору средств на издание антологии африканских поэтов "Каисе-дра растет, где хочет" на украинском. Перерос в спектакль "Песок", который показываем уже год. В нем сочетаются современные танцы, звучат стихи африканских поэтов. Мы поем под барабаны группы "АфриКан".
Это странный и интересный опыт. Ритмичные казацкие и маршевые песни. Под барабаны ложатся украинские веснянки, а лирика — нет.
Как слушатели реагируют на ваши песни?
— Когда узнают, что мы с Донбасса, удивляются. Подходят и обнимают.
В 2009 году на фестивале украинской музыки и песни "Горицвет" во Львове заняли первое место. Когда пели колядку "Дивне і новорожденне" из села Егоровка Волновахского района, львовяне в зале плакали.
Изучали этнографическую одежду своего региона?
— На Луганщине была своя школа вышивки — красно-синие цвета и растительные орнаменты, которые воспроизводились крестиком. У меня сохранились давние полотенца, вышитые гладью. В своих костюмах придерживаемся стиля Слобожанщины — рубашки с растительными орнаментами и юбки темно-красного цвета.
Выступали ли, когда начались боевые действия в Донецке?
— Зимой 2014 года мы еще колядовали. А весной стало опасно. По улице идет человек с оружием, и ты не знаешь, что у него в голове. Поэтому репетиции проводили тайно. В Донецке осталась мама, она — главный хранитель в Художественном музее. Хотя во время обстрелов охраны не было, коллекцию удалось сохранить.
Я выехала 28 июля 2014 года предпоследним поездом. Успела до бомбардировки вокзала. В Киеве встретили друзья, помогли с жильем. Работала на трех работах. Ночью писала статьи для газеты "Тещины советы" и вдвоем с 7-летней дочкой работали нянями в нескольких семьях.
Пение из хобби превратилось в смысл моей жизни. Песней снимаю стресс, решаю сложные ситуации. Когда поешь — выходит негативная энергия, становишься спокойнее.
Комментарии