Лучшим прозаическим произведением прошлого года назвали дебютный роман "Лазарус" 36-летней Светланы Тараториной. Получила награду "Литакцент года". Премия присуждается с 2008-го.
— Действия фантастического детектива происходят в 1913-ом в Киеве, — рассказывает о своей книге Светлана Тараторина. — Изображаю мир, в котором сосуществуют люди и нечисть — упыри, перелесники, ведьмы, вурдалаки, русалки, водяные. Есть свод совместно принятых законов. Дела решаются в городской думе, где есть две фракции — людей и нечисти.
Книга начинается с того, что на Трухановом острове находят мертвого мальчика. В Киев приезжает следователь Александр Петрович Тюрин. Кроме расследования убийства, втягивается в еще много дел.
Фамилию Ющинский для убитого избрала неслучайный. Это ссылка на громкое дело 1905 года. Тогда еврея Менделя Бейлиса обвинили в убийстве соседского мальчика, что спровоцировало погромы. Дело называли "кровавая клевета". Стало типичным для судебной системы Российской империи. Потому что много обвинений были политически мотивированными, подтасованными. Хотя Бейлиса в конечном итоге освободили.
Важным в книге является время — 1913-й. Хотелось захватить мгновение накануне полной катастрофы. Это был год наибольшей стабильности, лучших экономических показателей России. В 1914-ом началась Первая мировая.
Работа над романом была терапией после Майдана и аннексии моего родного Крыма. Исследую, где эта точка невозвращения, когда идет речь о разделении на своих и чужих. И мирный диалог уже невозможен. В романе пыталась показать, что есть разные люди. В зависимости от ситуации они раскрываются по-другому. Определяет личность не внешний вид или происхождение, а поступки. Преступником в моей книге может быть как человек, так и нечисть.
— "Лазарус" — это яркий дебют и незаурядный роман, — говорит литературовед Татьяна Трофименко, 40 лет. — Редко у наших современных авторов видим умение создать целостный художественный мир. Продуманный, без провисания на деталях. Светлана Тараторина четко знает, что хочет рассказать. И это у нее объединилось с хорошим стилем и сюжетом.
Среди претендентов в прозаической номинации также были романы "Любовники Юстиции" Юрия Андруховича, "Люди в гнездах" Олега Коцарева, "Мир не созданный" Мирослава Лаюка и "План спасения Украины" Леся Белея.
— Книга Юрия Андруховича о преступниках разных эпох — это в любом случае событие 2018 года, — продолжает Татьяна Трофименко. — У Лаюка и Коцарева пока прозаические книги слабые. В поэзии эти авторы значительно сильнее. Олег Коцарев написал псевдосемейную сагу. Не понимаю, для чего настоящие истории дома Коцаревых в таких подробностях вываливать на читателя. При этом подмешивая мистику, пять версий, почему прапращур писателя заболел сифилисом. Интересные семейные предания, чтобы расчувствоваться. Увидеть человеческую трагедию на фоне эпох. Либо должен быть сплошной эксперимент. Коцарев все смешал, и это скучно. Относительно Белея, то я вообще удивлена, что попал в короткий список. Меня напугало, какая куча мусора может быть в голове у кандидата филологических наук. Написал 300 страниц на суржике с матерными словами. Насмехается над заробитчанами и офисными работникамти, писателями, милиционерами и пенсионерами. Многие хотят повторить успех Леся Подервянского. Но Белею это наследование не удалось. Я давно мечтаю, чтобы премию "Литакцент" получил Максим Кидрук. Его интересно читать, независимо от того любишь ли книги о катастрофах. У Кидрука есть мощная психологическая составляющая и непревзойденный сюжет.
Странно, что не доходит до претендентов военная проза. Недавно видела перечень из почти 300 книг о войне на Донбассе. Пока это преимущественно документальная литература. Есть очень популярные дневники ветерана Валерия Ананьева "Следы на дороге". Вышли 10-тысячным тиражом.
Написали книгу по мотивам сериала
— Мне заказали написать книгу по мотивам сериала "Школа", рассказывает писательница 30-летняя Ольга Куприян. Ее роман "Дневник Лолы" получил награду "Литакцент" в номинации "Поэзия и проза для детей". — Надо было сделать дополнение к фильму и "продвинуть" литературу для подростков. Главная героиня 15-летняя Лола сначала вызывала у меня негативные чувства. Она гадкая, но мы все в определенном возрасте бываем такими. Поэтому описываю все события с точки зрения Лолы, чтобы она вызывала симпатию. Подросток рассказывает о потере матери, первом сексе. Книга не является повтором сериала. Описываю весь 10-й класс, а в фильме — только последние два месяца. Лола живет с бабушкой. Фактически воспитывает сама двух младших братьев и сестру. Зарабатывает на жизнь семьи. Сироте Лоле пришлось рано повзрослеть. Хотя и имеет серьезные обязанности, в действительности часто поступает по-детски. Ее суждения бывают ошибочными. Например, после ночи с парнем Лола забеременела. Повелась на мифы о том, что от первого раза детей не бывает. Надеюсь, что подростки, прочитав книгу, не будут совершать таких ошибок.
Комментарии