- У нас "Мелодию" Мирослава Скорика считают попсой. Ее можно услышать и в подземном переходе от уличных музыкантов, и в театральных спектаклях, и в женских сериалах, а также на похоронах в переложении для духовых инструментов. А вот для китайской публики это - экзотика, прекрасная и сентиментальная, что умиляет до слез, - говорит дирижер Виталий Протасов, 48 лет.
С оркестром столичной филармонии был на гастролях в Китае.
- Вы давно видели, когда у нас люди слушали бы концерт с нотами? - продолжает Протасов. - А в Китае мы видели таких слушателей.
Выступали в городах Тяньцзинь, Хэншуй, Биньчжоу, Циндао, Шеньян. Приходило много молодежи. Чувствуется, что классическая музыка для китайцев еще немного чужая. Но они понимают, что имеют дело с чем-то ценным. Как слушатели любознательны, внимательны. Когда заканчивается первая часть симфонии, на их лицах написано - им интересно, что будет дальше. Царит атмосфера ожидания. Тогда как у нас люди уже хлопают. В общем, китайцы сентиментальные, часто плачут от музыки.
Это - вторые гастроли украинского оркестра в Китае. Первые были в 2012-м. Страна за годы изменилась. Здесь государство вкладывает огромные средства в культуру.
- Уровень жизни очень вырос. Скачок в экономическом развитии колоссальный. Китай перестал быть дешевой страной. Позиционирует себя конкурентом всего американского. Яркий пример - iPhone против Huawei. Китайский мобильный телефон "Хуавей" и стоит дороже, и он действительно по многим параметрам лучше американского "Айфона".
Меня поразило, что за последних несколько лет здесь появилось много концертных залов симфонической музыки. Только за прошлый год построили 43. Причем это здания в современном дизайне, с хорошей акустикой. Классическая музыка в Китае становится популярной. В перспективе это будет богатый рынок. Слежу за событиями гастрольной жизни основных оркестров мира. Вижу, что оркестры Берлинской, Мюнхенской, Венской филармоний раз или два раза в год выступают в Китае.
Почему китайцы тратят деньги на классическую музыку?
- Имеют амбиции сверхдержавы. У них идея фикс - стать лучшими, самыми богатыми, самыми успешными на планете. А что определяет высокий уровень сознания государства? Культура, в частности академическая музыка. Ведь именно этот пласт культуры считают элитарным. Растет экономика - появляется прибыль, с которой надо что-то делать, и они решили вкладывать деньги в культуру. Интересно, что заказчиком, а в итоге - хозяином этих залов является министерство обороны Китая. Точнее, организация, производящая оружие. Эта структура сотрудничает с министерством культуры.
Что хотели услышать китайцы в исполнении украинского оркестра?
- В соответствии с пожеланиями заказчика мы играли вальсы Иоганна Штрауса, "Лебединое озеро" и Пятую симфонию Петра Чайковского, цикл "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского и "Праздничную увертюру" Дмитрия Шостаковича. Китайский импресарио попросил украинцев исполнить еще "Славянский марш" Чайковского, где звучит тема гимна Российской империи "Боже, царя храни!" Но это произведение мы отказались играть.
Обязательное условие гастролей в Китае - исполнить произведение какого-то китайского композитора. Мы играли "Весеннюю фестивальную увертюру" Ли Хуаньчжы. Это классик (умер в 2000 году. - ГПУ), который был председателем Союза китайских композиторов. Если в общем охарактеризовать эту музыку, то это некий соцреализм, оптимистичная музыка на основе китайских народных мелодий. Завершали почти каждый концерт пьесой "Жасмин", это у них популярная народная песня, они едва не вставали под эту музыку. Ну и Мирослава Скорика играли на бис.
5 апреля оркестр столичной филармонии выступит в Киеве вместе с итальянским скрипачом украинского происхождения Вадимом Бродским.
В программе концерта - произведения французского композитора Сезара Франка, финна Яна Сибелиуса.
Комментарии