Впервые украинский фильм соревновался на кинофестивале в испанском Сан-Себастьяне. Триллер о похищенном ребенке "Зеленая кофта" представил киевский режиссер 43-летний Владимир Тихий. Всего в конкурсе "Новые режиссеры" соревновалось 15 лент. Победил исландский фильм "Кони и люди". Через образы лошадей режиссер Бенедикт Эрлингсон показал судьбы современных крестьян.
-?По размаху фестиваль в Сан-Себастьяне сравнивают с Каннами. Он больше ориентирован на французов, испанцев, англичан, чем на Восточную Европу. Русское кино в последний раз было там в конкурсе 10 лет тому назад. Это фильм Валерия Тодоровского "Любовник". Снимал его украинский оператор Сергей Михальчук, - рассказывает Владимир Тихий. - Самонадеянно было ожидать, что получим приз. Хотя после нашей премьеры подходили директор фестиваля и отборщики - и все как медом мазали. Говорили: вы сняли ни на что не похожую картину. Но в жюри программы были четыре представителя испанского кино. Они любят другие фильмы - экспрессивные мелодрамы, драматические комедии, в комплиментах воспевающие мир.
Как восприняли "Зеленую кофту" зрители?
-?На всех трех показах зал был заполнен на 90 процентов. Меня это удивило. Украина - малоизвестная кинотерритория для Испании. Воспринимается как экзотика. Да и фильм непростой. Но зрители поняли, о чем идет речь. Задавали много вопросов о ценностях - кто виноват и что значит вина. На фестивале были минимум три ленты о похищении детей. Одна - голливудская картина "Пленницы" об отце, у которого украли 6-летнюю дочку. Поэтому тему не воспринимали как что-то необычное. После закрытия фестиваля, в воскресенье утром, мы с продюсером Игорем Савиченко пошли искать сувениры. Были наивными - найти открытый магазин в воскресенье в Испании невозможно. Работают разве что кафе. Два квартала за нами бежал немолодой мужчина. Когда догнал, выдал: "Это же вы "Зеленую кофту" сделали? Я социолог из Канады. В восторге от фильма, потому что вы нетрадиционно показали социальную тематику". Говорил, что сейчас много кино снимают о таких проблемах. Но все они рассказывают о героях лирически. Человек воспринимает неурядицы как вызов. Но когда оказывается перед ними, то в действительности чувствует себя не как в трагедии или драме, а как в фильме ужасов.
Какие ленты посмотрели за четыре дня?
-?Организаторы фестиваля так плотно расписали наше время, что удалось увидеть лишь один фильм. "Свет в конце тоннеля" - китайская картина о тяжелой жизни семьи в современном Пекине. Авторы сознательно взяли самую худшую камеру, которую только смогли найти. Линзы не чистили - виден был мусор. Это, чтобы весь ужас городского дна зритель почувствовал через технические качества фильма. Хотя сюжет построили на банальных событиях - взятках, проблемах с полицией - он не переходит в фарс. Картина о деде, отце и сыне, у которых все заканчивается плохо. В финале сын выпускает петуха, которого держал при себе, чтобы хоть птица получила свободу.
Какие тенденции выделили бы в кино после фестиваля?
-?Никто не выпрыгивал "Смотрите, у нас фильм в 3D!". Этот бум окончился. Картины становятся реалистичнее в исполнении и более простыми. Главный вопрос, который в последнее время тревожит фестивальное кино, - как разговаривать с массовым зрителем. И при этом не изменять художественное качество фильмов и не упрощать их.
Режиссер консультировался со следователем
Главная героиня триллера "Зеленая кофта" - 13-летняя школьница Ольга. В похищении своего 7-летнего брата Миши девочка подозревает чиновника из Киевской мэрии. Следит за ним. Находит его дочку и просит хулиганов избить ее за гаражами.
Над сценарием Владимир Тихий работал три года. Консультировался со следователем по особо важным делам. Роли в фильме исполняют непрофессиональные актеры. Бюджет - около $800 тыс. Половину вложило государство, остальные - компания "Артхаус Траффик".
Комментарии