— Чтобы тебя скособочило, говорит Николай Павлович. И небоскреб, который заслоняет колокольню Лавры, падает. Все проклятия сбываются, — рассказывает о герое своей новой книги киевский писатель Юрий Макаров, 58 лет.
Персонаж повести "За чверть десята" Николай Павлович родился в зажиточной семье, отец был директором завода. Герой живет в элитном районе столицы. Ему за 60, преподает в университете иностранные языки. Жена умерла, а дочь живет за рубежом.
— У нас считают, что для человека за 60 жизнь закончилась. Если это не политик, конечно, — продолжает Юрий Макаров. — И вдруг взрослый мужчина обнаруживает, что его слова сбываются, например, фразы, "Чтоб ты сдох", "А, чтоб тебя подняло и кинуло". Это отражает жизнь. Мы все — быстро раздражаемся, заводимся. Слова "Меня это бесит" можно услышать раз пять в день. Потому что привыкли, что не можем ничего изменить. Нерешительность — самая неприятная черта Николая Павловича. Она типично советская — человек привык, что от него ничего не зависит, и ничего не хочет менять. Но позволяет себе ругать всех вокруг.
В одной из сцен продавец в гастрономе на Печерске не захотела продать свежий батон, потому что сначала хочет сбыть вчерашние. Николай Павлович жалуется менеджеру и получает багет прямо из печи. Продавщица шипит ему вслед: "Когда ты уже, сука бэндэровская, под машину попадешь?". А герой отвечает: "Сама под машину бросайся". На утро в газете читает, что женщина умерла.
— Я хотел, чтобы один мой любимый политик усрался в прямом эфире. Но потом решил, что это была бы полная безвкусица. Да и опасная тропинка — превращать легкий популярный жанр повести в политический памфлет. Тогда будет не интересно читать. Следовательно, когда герой почувствовал в себе сверхспособность, решил, что может изменить судьбу страны. Отомстить тому, кто его раздражает больше всего. Николай Павлович хочет устроить президенту какую-то катастрофу, чтобы вся страна опомнилась. И задумалась, ради чего живем. Этот импульс "убить Шрека" понятен многим нашим соотечественникам. Но потом Николай Павлович отказывается от этой идеи, потому что понимает, что Шрек внутри каждого из нас.
В повести есть также романтическая линия. С Николаем Павловичем крутит роман втрое младшая студентка. Название "За чверть десята" — переосмысленная фраза "еще не вечер".
— Да, возможно, это уже вечер, но еще не ночь. Иногда эти 2 часа оказываются самыми плодотворными. И определяют то, ради чего вы прожили день.
Комментарии