Литератор Михаил Брыных, 33 года, написал роман "Электронный пластилин". Он вышел в свет в издательстве "Факт".
Это одна из самых загадочных книг уходящего года. С первой попытки тяжело определить, что именно перед вами. Вероятно, это пародия, — но что пародируется? Может, нынешняя наша ти нейджерская литература? Или псевдоинтеллектуальная проза? Потому что вот есть даже подсказка автора: "Ты думаешь, что лепишь из пластилина свой жизненный идеал, и не знаешь, что пластилин видит ваши взаимоотношения совсем иначе".
А может, это детектив, который притворяется чем-то другим? Скажем, предполагаемо-банальной историей о кибер-монстрах. И так хорошо притворяется, что ему удается обмануть читателя. Дочитав за один вечер книгу до конца, читатель чувствует непреодолимое желание прочитать это еще раз. Потому что ему кажется, что он пропустил что-то очень важное. И этого пропущенного ему не хватает в самом конце, когда как раз самое интересное, — почему и как произошло это смертельное происшествие, 26 трупов, среди которых немало знакомых персонажей. В том числе Маша, которую звали Коровой, и странный парень по имени Маруся Чурай.
Злословят, как нормальные взрослые люди
Читатель не ошибается: он действительно пропустил много. И не по невнимательности, а из-за того, что автор изобретательно дурил легковерного читателя. Там, где читатель сначала смеялся, нужно было плакать, но он этого еще не знал. Или же читатель думал, что ему все понятно, а в действительности это был обман ленивого восприятия. Когда читаешь роман второй раз, тебе уже кажется, что это совсем другая книга.
Возможно, любителям компьютерных игр читать второй раз не понадобится. Потому что роман построен по законам именно тех игр, где у вас может быть несколько жизней в запасе и можно не раз попытаться изменить свою судьбу. Такому читателю не покажется необычным, что четверо главных героев погибают на 114-й странице, а книга заканчивается аж на 241-й, и кто-то из погибших появляется опять.
А впрочем, автор знает, что запасная жизнь так же обманчива, как и вне игры. Потому это грустная книжка. Она написана хорошим писателем — но будто где-то в конце света, когда литературы уже не стало, а литераторы еще остались. Потому роман полон скептически черного юмора, порой просто блестящего. Случается и ненормативная лексика — но не такая, к которой нас приучила современная украинская молодежная литература, где матерятся лишь для того, чтобы под драз нить благопристойного ценителя литературного слова. Нет, здесь злословят так, как это делают вполне нормальные взрослые люди, — когда у них уже нет никакого другого выхода и никаких других слов.
Комментарии