В выходные в столичной галерее "Мистецький арсенал" открыли выставку скульптуры и бижутерии из папье-маше Кристины Оленской. Родители художницы переехали в Нью-Йорк из Львова в 1949 году. В начале 1960-х Оленская стала самой молодой участницей художественного объединения "Нью-йоркская группа", которое образовали украинские писатели Богдан Бойчук и Юрий Тарновский. В 1979-ом она умерла в возрасте 38 лет.
Работы Кристины Оленской из Нью-Йорка привез поэт-модернист 80-летний Богдан Бойчук.
— Он вчера уехал в США по делам, — рассказывает директор галереи 26-летняя Лилия Тимошенко. — Жалел, что не попадет на открытие. Обещал приехать в начале октября. Это уже третья выставка участников "Нью-йоркской группы". До этого презентовали картины художника Юрия Саловия и сестры Оленской, одного из редакторов журнала "Современность" в Нью-Йорке, — Аркадии Оленской-Петришиной. Их работы тоже привез Бойчук.
Подходит к скульптуре голого толстого мужчины в широкополой шляпе и накинутому на плечи пиджаке. Работа называется "Джигун".
— Гротесковые, деформированные персонажи проституток и джигунов, в которые художница вложила столько сарказма, в действительности одинокие люди, достойные сочувствия, — объясняет Тимошенко.
— Мне не нравится экспозиция, — возмущается искусствовед Галина Скляренко. — Скульптуры расставлены как попало. Под работами не указаны ни название, ни год создания.
— Мы учтем ваши замечания, — кивает директор галереи.
— Да ради Бога. Вы здесь хозяева. Делайте, как знаете, — отвечает Скляренко.
Она подходит к столу с колье, бусами, браслетами, кольцами из раскрашенных и соединенных между собой цветных шариков.
Мы рассчитывали, чтобижутерию можно будетпомерять
— Когда были популярны украшения из золота и серебра, Оленская ввела в моду бижутерию из дешевых стеклышек и камней. Платья, которые она шила или делала из папье-маше, покупали за большие деньги. В субкультуре хиппи пересекались идеи "бедного искусства", эстетизировавшего мусор и грязь, — рассказывает Скляренко.
На выставку пришли два десятка человек. Не понимая, чему она посвящена, собираются возле Скляренко. Та подводит к скульптуре старой женщины с синими волосами, в красных платье и туфлях.
— Работа называется "Женщина на рандеву". Автор пытался вести разговор о старости и одиночестве. А эти детские фигуры развенчивают миф о золотом детстве, — обращается к большим пышнотелым розовым фигурам. Одеты дети в платья и рубашки для взрослых. На головах большие шляпы.
— Мы рассчитывали, чтобижутерию можно будетпомерять, — возмущается женщина в черном жакете с короткими рукавами. — Там ведьособая энергетика. Можно хотя бы потрогать? — спрашивает у Тимошенко. Ее просят не прикасаться к экспонатам.
Выставка продлится до 12 октября. Открыта ежедневно, кроме понедельника. Вход свободный.
Комментарии