— Этот офис я снял, чтобы репетировать представление "Гаплык орг юэй". В ней хотел совместить городские истории Карпенка-Карого и 12 небольших пьес Леся Подервянского. Cпектакль должен был идти 12 часов. Я не взял ни одного профессионального актера. В постановке принимали участие популярные телеведущие Николай Вересень, Анатолий Борсюк, Екатерина Осадчая. Мы провели 52 репетиции, пошили костюмы, изготовили декорации. Оставалось два месяца, чтобы выпустить готовое представление, и вдруг — спонсор передумал. До него дошло, что произведения Подервянского — это рискованная литература.
Под ногами похаживают голуби. Режиссер отмахивается: "Чего они хотят?".
В прошлом году в апреле Сергея Проскурню назначили руководителем Одесской оперы. Через 80 дней уволили.
— Если в зале сидит полторы тысячи зрителей, то в отчетности нельзя отмечать "500". Я начал беспокоиться о прозрачной бухгалтерии. Люди, которым это не понравилось, побежали к Юлии Тимошенко. Она, не разобравшись, сделала из моего увольнения шоу. Из прессы я узнал, что Проскурню нужно немедленно снять, потому что "мы должны сохранить классическое искусство". Этот театр колбасило годами. Шли устаревшие спектакли. Некоторым приходилось покупать себе выход на сцену: такса — 50 долларов за сольную партию.
Кто-то вас поддержал?
— Я пришел в театр одиночкой, без команды. На общем собрании сказал: "Гарантирую, что никто не будет уволен". Но актеры — люди эмоциональные. Проклятые акционеры сказали им: "Ату! Вас выгонят. Вы все старые, а он хочет с молодежью работать". Не может 16-летнюю Кармен играть женщина, которой за 50. Я вообще снял "Кармен", которую поставили еще в 1946-м.
Театр разделился на моих сторонников и врагов. Перед одним изспектаклей хормейстер сказал, что хор не готов выступать. Это уже была война. Я набрал студентов из консерватории, хороших юношей и девушек. После этого появилась статья, что у меня в кабинете есть диван, который использую для испытания талантов певиц.
Виктор Ющенко вас не защитил? Вы были членом Нацсовета по вопросам культуры при президенте.
— Не проявил никакого интереса. Дал какое-то там поручение министру культуры разобраться. Но в театр комиссию так никто и не отправил.
Почему не вернулись в Киев?
— После увольнения пару дней отходил. Аж тут телефонный звонок от мэра Одессы Эдуарда Гурвица: "Ни в коем случае не уезжайте, вы нам нужны". Пригласил меня советником по вопросам культуры на общественных началах. Я создал антрепризу оперы "Дон Жуан", объехал с ней Голландию, Бельгию, Испанию. Потом поставил "Цыганское счастье" Штрауса. Занялся восстановлением "Украинского клуба" в Одессе, ему 100 лет.
Некоторым приходилось покупать себе выход на сцену: такса — 50 долларов за сольную партию
Хотим на территории Одесской киностудии сделать Мувиленд. Это развлечение, когда человек присутствует на киносъемках. Можем имитировать съемки фильмов "Место встречи изменить нельзя" или "Трех мушкетеров". Все костюмы сохранились. На следующий день заказчик получит диск, на котором снялся в роли д"Артаньяна. Такого больше нигде в мире нет.
Свой театральный фестиваль " Мистецьке березілля" будете возобновлять?
— Он длился 12 лет и исчерпал себя. За все годы в "Березилл і" приняли участие 32 страны, выступили 300 театров. Государство покрывало лишь 20 процентов наших расходов. Потому в Украине и нет ни одного театрального фестиваля, что отсутствует государственная поддержка.
Говорят, вы до сих пор не выплатили за предыдущие фестивали долги?
— Такие проекты без заимствований невозможны. Но инвесторы или кредиторы, которые годами ждут этих средств, меня любят. Покупают витамины и дарят зимой теплые вещи. Чтобы, не дай Бог, со мной ничего не случилось, — смеется.
Комментарии
1