"Где вы храните героев ваших фильмов?" — спрашиваю у 41-летнего мультипликатора Степана Коваля.
— Всех смяли и выбросили на свалку, потому что негде хранить. У аниматоров это называется ликвидационный период, — объясняет. — В Москве есть музей, где стоят герои анимационных фильмов: Чебурашка, Волшебник Изумрудного города...
Разговариваем в кофейне на углу Пушкинской и Прорезной. Режиссер заказывает зеленый чай.
— Когда был мальчиком, не особо любил лепить, — облокачивается на стол. — Детство провел в Вильнюсе. Туда на работу направили моего отца-летчика. Как сейчас помню крики, раздававшиеся во дворах: "Альгердас! Витовтас! Бегите смотреть мультики!" — вспоминает. — Когда вернулись в Новороссийск, во дворе подобралась компания, не дравшаяся с другими, как тогда было модно, а обсуждающая анимационные фильмы. Дошло до того, что мы разговаривали на словах и звуках из мультиков. В то время уже появились новаторские фильмы — "Пластилиновая ворона" Александра Татарского, "Путешествие муравья" Эдуарда Назарова. Тогда я и захотел стать аниматором.
Первый самостоятельный мультфильм "Шел трамвай N9" Степан снял о городском часе пик. В фильме пассажиры набиваются в вагон трамвая. Водитель выбегает из кабинки и снимает шпателем их головы, которые прищемило дверьми.
— Слепили около трехсот фигурок, — отпивает чай. — Мультик заказало Министерство культуры. Я выиграл президентский грант — почти 20 тысяч долларов.
Последний мультфильм "Злыдни" Коваль снимал за деньги российского федерального агентства по культуре и московской анимационной студии "Пилот".
Россияне дали мне 50 тысяч долларов
— Есть венгерская и румынская сказки о бедности. А я поселил злыдни в гуцульскую семью Петра и Марички. В сюжете Петр обменивает свирель на водку. Мне это не нравилось. Я предлагал, чтобы мужчина поменял свирель на что-то очень ему дорогое. Однако на студии настаивали, что это смешно, и российскому зрителю понравится. Из-за водки в кадре фильм не показали на детском кинофестивале в Нью-Йорке несколько недель назад. Потому что в Америке за этим сурово следят.
На "Злыдни" ушло почти 200 кг пластилина. Это ящик полметра на полметра, — показывает руками. — На самих персонажей пластилина много не нужно. В фильме есть три плана: крупный, средний и общий. Для крупного голова может быть, как блюдце. Потому что в кадре видно только лицо. Фигурки среднего плана лепим высотой как стакан, — показывает на стакан недопитого чая. — У одного персонажа есть 10 дублеров перед каждой сценой. Потому что он двигается и деформируется, — объясняет. — А для общего плана лепим человечка полтора–два сантиметра.
Говорит, 13-минутный мультик "Злыдни" снимали 9 месяцев на цифровой фотоаппарат.
— По сценарию Петр и Маричка разговаривают на украинском, а злыдни — на русском, — смеется. — Россияне, в отличие от украинцев, не видят в этом политического подтекста. А я просто представить не мог, чтобы гуцулы говорили на русском. Попробовали сделать такой дубль, но это было неестественно.
Какой используете пластилин? — интересуюсь.
— Для "Трамвая N9" заказывали в Нежине. Там есть лакокрасочный завод, где делают макароны. Несколько лет назад на заводе был цех, занимавшийся производством пластилина. Потом он сгорел. А для "Злыдней" заказали испанский пластилин "Джови" — из органических веществ, а не из нефтепродуктов. Этот пластилин можно есть, даже детям.
А вы пробовали?
— Нет, — улыбается. — А еще такой пластилин легко отмыть, — показывает небольшие ладони.
Сколько стоит короткометражный мультфильм?
— Хороший — сто тысяч долларов. Министерство культуры выделяет 60 тысяч, россияне на "Злыдни" дали мне 50 тысяч долларов. Больше половины денег ушло на аренду павильона и техники, — подпирает голову рукой. В Украине, утверждает, сейчас не делают полнометражных анимационных фильмов. Короткометражных фильмов в год выпускают один, два, максимум четыре. И замечает, что в настоящее время в России снимают 15 полнометражных мультиков и около ста короткометражных.
Говорит, что приглашали работать в Бельгию.
— Но я отказался. Задумал короткометражку "Хочется быть твердым". О мужчине, которого все притесняют и хотят перелепить, как им хочется. Сейчас работаю на трех работах, чтобы заработать деньги на этот фильм. Готовлю декорации, а с Нового года начну съемки. Для студии "Пилот" буду делать фильм "Глиничка" о приключениях глиняного мальчика. А еще мечтаю снять пол нометражку — фантастично- исторический экшен о казаках. Сейчас пишу сценарий.
1965, 18 июля — родился в Новомосковске на Днепропетровщине,
в семье гражданского летчика и бухгалтера
1967 — переехал в Вильнюс (Литва)
1985 — окончил Днепропетровский монтажный техникум по специальности архитектура
1993 — архитектурный факультет Киевской художественной академии
1998 — театральный институт им. Карпенко-Карого, отделение режиссуры анимационного фильма
2000 — третий приз на фестивале "Открытая ночь" за дипломную работу "Z-Z-Z"
2002 — мультфильм "Шел трамвай N9" получил "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале, гран-при кинофестиваля "Шаг", приз кинофестиваля "Молодость"
2006 — мультик "Злыдни" взял призы в Хорватии, Испании и Кении.
В прошлом году женился. От своей теперь уже законной жены имеет 12-летнего сына
Комментарии
1