— Люблю читать эссе, а к романам отношусь осторожно, — говорит польский режиссер 61-летний Кшиштоф Занусси в столичном выставочном центре "Акко Интернешнл".
10 июня здесь награждали победителей литературного конкурса "Коронация слова 2010".
— Ничего свежего и нового в руки не беру. Читаю лишь проверенные книжки, которые литературоведы называют шедеврами. Нравится итальянская классика ХХ века, особенно — писатель Джузеппе Домасси. А недавно открыл венгерского литератора Мараи. Ранее его произведения не издавали, потому что были запрещенными. Украинская литература популярна в Польше, сейчас нас накрыла волна любви и симпатии к Украине. Российскую не любят. В Варшаве стоит памятник Шевченко, а Пушкину никак не соберутся поставить.
Садится за стол рядом с певцом Виталием Козловским. Под мышкой держит журнал "Космоледи".
Официант кладет на стол восемь пачек чипсов "Люкс", пол-литровую бутылку кока-колы и горсть конфет. Занусси отодвигает журналом пачки с чипсами. Здоровается с актером Остапом Ступкой, 43 года.
— Как твой отец? — спрашивает у него. — Обними его от меня.
Остап кивает. Вытирает рукой пот со лба, на кусочке бумаги записывает номер своего мобильного и дает Занусси. Тот прячет его в карман, обещает перезвонить.
— В моей квартире негде складывать книжки, — хвастается Остап. — Люблю читать мемуары и воспоминания известных людей. Перед сном читаю сказки. Часто перечитываю "Приключения Пиннокио". Это — первая книжка, которую я сам прочитал. Мама научила меня читать в 5 лет. Мои дети таких способностей не проявляют: Христинка начала читать в 7, а Богданчик еще совсем маленький.
Ведущие на сцене вручают премии "Коронация слова". Первым награждают луцкого синоптика 59-летнего Владимира Лиса. За роман "Століття Якова" вручают 30 тыс. грн и корону, покрытую 24-каратным золотом. По венцам корона выложена яркими рубинами.
— Выигрыш покладу к своим сбережениям. Собираю деньги сыну на квартиру, — говорит Владимир. — Пишу произведения только утром. На работе не написал ни одной строки. Я родился через пять лет после войны. Моего дядю отправили в ссылку, а нашу семью из Волыни переселили в Днепропетровск. Это положил в основу романа. Главного героя писал с 102-летнего деда из Волыни. Поехал в село, где он жил. Захожу в дом, а его баба говорит: "Дед на велосипеде поехал на базар хлеба и помидоров купить". Я за голову схватился, подумал, разве можно такого старого человека на базар посылать. Через несколько минут во двор заезжает дедушка. Он воевал в двух войнах, переболел туберкулезом, но выжил.
К Владимиру подходит член жюри конкурса Анжелика Довженко, 40 лет.
— После вашего романа получила культурный шок. Несколько дней ходила под впечатлением, представляла, как выглядит Яков. Во время Киевского кинофестиваля сидела рядом с Богданом Ступкой и поняла, что ваш Яков похож на Богдана Сильвестровича. Буду просить об экранизации вашего романа со Ступкой в главной роли.
Киевлянину Эдуарду Богушу за лучший киносценарий вручают 15 тыс. грн. Когда спускается со сцены, несколько купюр по 500 грн выпадают из рук на пол. Он приседает и начинает их собирать.
Комментарии