Картину одесского художника 48-летнего Александра Ройтбурда на лондонском аукционе "Филлипс" продали за $97 тыс. "Прощай, Караваджо" — самая дорогая работа современного украинского художника, которая ушла с молотка.
— Нарисовал ее в 2008-м, когда из Одесского музея похитили картину Караваджо "Поцелуй Иуды". В детстве мог часами ею любоваться, — рассказывает Александр Ройтбурд в столичной квартире на ул. Почайнинской. Он в спортивных штанах и синей футболке, обляпанной краской. — Эксперты оценили ее в 45 тысяч долларов, а продали вдвое дороже. Было много желающих купить. Ее владелицей стала немка украинского происхождения. Имени не знаю, потому что на торгах этого не разглашают.
Из вырученной суммы получил лишь часть.
— Немало пошло на экспертов, перевозки. Много денег пропил. К сумме, которая осталась, доложил несколько тысяч и купил квартиру у экс-директора базара Привоз в Одессе. Хочу сверху достроить мастерскую, с ее окон буду видеть море.
На деревянном столе валяются деньги, стоит ноутбук, несколько бутылок с выпивкой. Говорит, вчера отмечал с друзьями продажу небольшого куби стического пейзажа. Его купили в галерее "Коллекция" за $10 тыс.
— Люблю пить, потому что это вкусно. А раз вкусно — значит полезно. Дружу только с художниками моего поколения, — прикуривает папиросу "Прима. Серебряная". — Они сейчас самые успешные и самые дорогие. В первую очередь, хочу вспомнить Сашу Гнилицкого, который умер в этом году.
В квартире нештукатуреные стены из красного кирпича. На газовой плите стоит большая кастрюля. В гостиной — полотно Александра Гнилицкого. На нем двое детей, которые срослись животами. На полу лежат несколько картин, сложеных одна на другую. Сверху — полотно "Скатерть" Павла Макова, на нем изображены ложки и вилки. Картину из этой серии в этом году продали на лондонском аукционе "Сотбис" за $10 тыс. Александр не любит рассматривать собственные работы, потому дома держит полотна других художников.
В мастерскую пускать не хочет.
— Люблю работать в тишине, чтобы никто не мешал. Последние два дня рисую с девяти утра до часу ночи. Уже 30 лет перед Новым годом пишу свои портреты. На нескольких изобразил себя повешенным и безголовым. В этом году как закончу, возьму бокал шампанского и буду смотреть телевизор.
Три года Александр жил в Нью-Йорке. Уехал туда, потому что несколько его проектов в столице закончились неудачно.
— Это было в 1999-м. Думал, ничего хорошего в Украине не ждет. В Нью-Йорке мои картины хорошо покупали. За вырученные деньги купил там квартиру. За рубежом осталась бывшая жена и дочь Бетти. Ей 21. К сожалению, тоже рисует. Хотел, чтобы у нее был постоянный заработок, а у художника стабильности не бывает. Мои родители тоже протестовали, когда избрал профессию художника. Отец соглашался только на архитектора.
Картины Ройтбурда не подделывают, потому что это сложно. Однако, случается, что воруют.
— В прошлом году в Гурзуфе устроили уличную выставку. Я нарисовал Чехова, потому что в этом городе есть его музей. Пошел в кафе. Когда вернулся, картины не было. Ее похитила пьяные пи онервожатые из "Артека". Картину нашли с дорисованными рогами и мужским половым органом. Я показывал ее в столичном Украинском доме на выставке. Просили отреставрировать, но отказался — пусть будет, как люди захотели.
Комментарии